Программе Безопасный подъезд исполнилось 5 лет

Дата публикации: Вторник, 28 сентября

Отмечая первую юбилейную дату проекта «Безопасный подъезд» от лица его участников выражаем благодарность Святенко Инне Юрьевне за доверие и поддержку проекта и надеемся на дальнейшую совместную работу в рамках ООПН «Безопасная Столица».

Исполняя рекомендации общественных слушаний прошедших 23 сентября 2016 года в Общественной палата Российской Федерации на тему: «Использование потенциала Негосударственной сферы безопасности в общественных интересах: безопасный подъезд, улица, столица» под председательством Д. Е. Галочкина Ассоциация предприятий технических средств безопасности начала реализацию программы «Подъезд-территория безопасности» в рамках ООПН «Безопасная Столица», которая в последствии был переименован в «Безопасный подъезд».

Уже в декабре 2016 года на рабочем совещании в Общественной Палаты России был принят Меморандум и направлениям деятельности проекта:

  • проведение мониторинга и общественного контроля за обеспечением безопасности жителей г. Москвы с целью выявления фактов недостаточной антитеррористической защищенности придомовых территорий, подъездов, а также некачественного предоставления услуг, нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, случаях недобросовестной конкуренции, фактов незаконного проживания (резиновые квартиры) и ведения запрещенной законодательством России деятельности как граждан, так и юридических лиц в МКД;
  • подготовке предложений по внесению изменений в законодательные и нормативные акты Российской Федерации и г. Москвы касающиеся вопросов безопасного проживания граждан в МКД, изменений технических регламентов и иных регламентирующих документов, регулирующих техническое обслуживание систем контроля доступа в МКД;
  • технической модернизации систем контроля доступа в МКД, оснащенных системами оповещения о чрезвычайных ситуациях;
  • развитию механизмов частно-государственного партнерства, с целью повышения правовой грамотности населения в вопросах противодействия преступности, террористическим и экстремистским угрозам, коррупции и возможным чрезвычайным ситуациям техногенного и природного характера.

Отраслевыми юристами и экспертами в этом же 2016 году были разработаны методические рекомендации и выработаны критерии оценки безопасности проживания в подъезде доступные для использования жильцами МКД и не требующими специальных юридических или технических знаний.

В период с 2016 года по 2019 год волонтерами проекта на основе методических рекомендаций проводились мероприятия по проверке соблюдения безопасности проживания с подготовкой необходимых отчетных материалов.

Материалы проверок периодически направлялись для дальнейшей работы по устранению выявленных нарушений в правоохранительные органы, управляющие компании, общественные и домовые организации.

Одним из самых вопиющих случаев, с которым сталкивались активисты проекта стало ликвидация подпольного шиномонтажа, работавшего на лифтовой площадке многоэтажки в одном из районов центрального округа г. Москвы.

На одном из этажей этого дома был организован склад использованных автомобильных покрышек, которые восстанавливались до товарного вида методом вулканизации. Во всем подъезде стояла гарь и копоть, но по какой то причине на вопиющие нарушения правил проживания граждан в МКД местные коммунальные и правоохранительные органы не обращали внимания несмотря на многочисленные жалобы жильцов.

После вмешательства активистов Безопасного подъезда нарушения были устранены.

После вспышки новой короновирусной инфекции COVID-2019 активисты проекта продолжили свою работу в онлайн режиме.

На первом этапе борьбы с новой короновирусной инфекцией COVID-2019 возникли некоторые сложности при дезинфекции подъездов. Однако проекту при поддержке представителей РСПП, МТПП удалось убедить коммунальные службы Москвы проводить дезинфекцию вызывных панелей домофонов в «щедящим» режиме.

Как известно, электронная техника (домофоны, видео камеры в т. ч. городского видеонаблюдения) не предназначена для прямой обработки жидкостями, а в условиях отрицательных температур приводит к замерзанию клавиатуры вызывных панелей.

В целях предотвращения выхода из строя подъездных инженерных сетей в результате Правительством Москвы были даны соответствующие указания исполнителям, проводящим дезинфекционные работы: не направлять потоки дезинфекционной жидкости непосредственно на вызывные панели домофонов и видеокамеры, по возможности протирать их.

В настоящее время участники проекта сосредоточили свое внимание над обеспечение процессов цифровой трансформации технических средств безопасности в ЖКХ как с точки зрения назревших законодательных изменений этой сферы бизнеса так и технической стороны вопроса.

Этой теме был посвящен круглый стола «Подход к формированию отраслевых стандартов средств обеспечения безопасности на объектах негосударственной сферы безопасности (НСБ)» прошедший в РСПП 27 апреля 2021 года.

Учитывая стратегии развития Российского государства и состояние нормативного регулирования сферы обслуживания технических средств безопасности (ТСБ), участники круглого стола предложили:

1. Использовать инвестиции малых предприятий, опыт и ресурсы некоммерческих объединений, работающих на рынке проектирования, производства, монтажа и обслуживания технических средств безопасности (ТСБ), систем контроля доступа (домофоны, запирающие устройства) и охраны МКЖД, а также в сфере проведения общественного мониторинга обеспечения безопасности в МКЖД.

2. Учитывать принципы по соблюдению прав и законных интересов граждан в сфере предоставления услуг по монтажу и техническому обслуживанию технических средств безопасности (ТСБ):

  • договоры на обслуживание (запирающее устройство, домофон) в подъезде МКЖД должны заключаться легко, доступно, при прямом и непосредственном волеизъявлении самих жителей, обеспечивать безопасность, живую и эффективную обратную связь и надлежащее качество обслуживания.

3. Учитывать необходимость защиты прав и законных интересов предпринимателей (малый и средний бизнес) в сфере цифровых технологий от поглощения сферы крупными участниками рынка (операторы связи, телекоммуникационные компании).

4. Сформировать рабочую группу по разработке конкретных предложений по внесению изменений в регулирование сферы технических средств безопасности и механизмов реализации этих предложений.
Для этого выработать инициативы внесения изменений в действующее законодательство.

Привлечь к участию и эффективному взаимодействию всех заинтересованных лиц, имеющих отношение к данной проблематике (с направлением писем-приглашений), представителей поставщиков услуг, общественные организации, а также:

  • Правительство Москвы и Московской области
  • Московская областная Дума
  • Министрество строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
  • УФАС России
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуниккаций Российской Федерации (Минсвязь)
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
  • Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы
  • Департамент информационных технологий (Департамент информационных технологий города Москвы).
  • Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы (Департамент ЖКХ и Благоустройства г. Москвы)
  • Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» (ГБУ МФЦ города Москвы)
  • Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция)

Предложить действенные меры по защите малого бизнеса и созданию условий по инвестиционной привлекательности вложений в сферу обеспечения безопасности многоквартирных домов.

5. Обеспечить общественный контроль при проработке указанных нормотворческих инициатив.

6. Поручить рабочей группе разработать круг вопросов для дискуссионного обсуждения с уполномоченными представителями указанных органов исполнительной власти, министерств и ведомств, включая:

  • формирование понятийного аппарата и терминологии в сфере технических средств безопасности, применения цифровых технологий в данной сфере;
  • правовое регулирование договорных правоотношений в случаях, когда ТСБ не отнесено к общему имуществу — непосредственно между собственниками жилых помещений многоквартирных домов и поставщиками услуг, в том числе в части расчетов за услуги;
  • предложения по внесению изменений в действующие нормативные акты с целью эффективной защиты прав граждан и юридических лиц по вопросам, касающимся обслуживания технических средств безопасности;
  • создание недискриминационных условий для предприятий малого и среднего бизнеса и иных поставщиков услуг путем ограничения незаконных посреднических полномочий управляющих организаций;
  • формирование условий для привлечения инвестиций в сферу безопасности МКЖД, а также механизмов защиты инвестиций и прав инвестора;
  • выработка решений и критериев по включению малого и среднего бизнеса в государственные программы и проекты в области обеспечения комплексной безопасности населения;
  • выработка системы критериев для выявления добросовестных/недобросовестных поставщиков, в том числе путем разработки правил и стандартов (СРО, добровольная сертификация),
  • актуализация технических требований (регламентов, ГОСТов) к системам безопасности МКЖД в том числе при новом строительстве, реновации и реконструкции.

Предложенные Резолюцией мероприятия позволят сформировать здоровую конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, повысить качество услуг, обеспечить гарантии защиты привлечения инвестиций в МКЖД и в конечном итоге создать безопасную и комфортную городскую среду, повысить защищенность жителей и их имущества.

В настоящее время прорабатывается создание подпроекта «Безопасный подъез — детям», где будут рассматриваться вопросы связанные с мероприятиями направленные на обеспечение безопасности нахождения детей в подъезде.

К сожалению при кажущейся безопасности подъезда он зачастую оказывается местом не безопасности, а нападения. А находясь подъезде нужно правильно оценивать ситуацию в целях собственной безопасности.

Опять же меры противодействия насилию можно разделить на организационные, технические, информационные и психологические.

Организационные это закрытые и опечатанные подвалы и чердаки от проникновения в них посторонних лиц, контроль за наркоманами, алкоголиками и неблагополучными семьями.

Технические это исправная работа домофонов, видеокамер и дверей.

Информационная — информирование детей о возможных случаях насилия в подъезде и методах защиты.

Психологическая — умнее определять есть ли со стороны посторонних внимание непосредственно к тебе при входе в подъезд, лифт или квартиру.

Надеемся на дальнейшую поддержку нашего проекта со стороны властей, правоохранительных органов, общественных организаций.