Саморегулирование, саморазвитие и самоконтроль в отрасли ТСБ (технические средства безопасности) г. Москвы.

Дата публикации: Понедельник, 22 апреля

Москва – один из крупнейших и самых динамично развивающихся городов в мире, который известен не только своими историческими достопримечательностями, но и высоким уровнем безопасности для своих жителей и гостей. Столица России считается одним из самых безопасных городов в мире, благодаря ряду мер, принимаемых городскими властями для обеспечения безопасности своих жителей.

Обеспечение безопасности в г. Москве это комплекс социально-экономических, политико-правовых, организационно-технических, специальных, морально-психологических, информационно- аналитических и иных мер, принимаемых субъектами обеспечения безопасности и позволяющих с помощью всех совокупных сил и средств выявлять и предупреждать угрозы в отношении личности, общества и города в целом, создавать систему защиты, обеспечивающую условия для нормального функционирования всех систем мегаполиса, а также жизни и деятельности москвичей и гостей столицы.

Выступая на Московском урбанистическом форуме в августе 2023 года мэр Сергей Собянин озвучил важный тезис: «Проект «Москва» — про то, как сделать наш город самым крутым, самым лучшим городом мира», а значит и самым безопасным.

Один из важных моментов, обеспечивающих безопасность в Москве – это наличие домофонов и видеонаблюдения в каждом подъезде многоэтажных домов. Домофоны являются эффективным средством контроля доступа в жилые здания, позволяя жильцам узнавать посетителей перед тем, как открыть дверь. Это не только предотвращает нежелательные посещения и защищает от мошенников, но и способствует общему чувству безопасности в жилом доме.

Благодаря использованию современных технологий и систем видеонаблюдения, домофоны становятся еще более надежным и эффективным средством обеспечения безопасности. Жители могут наблюдать за посетителями через камеры видеонаблюдения, записывать видео на случай возникновения проблем и даже открывать дверь, не находясь дома, через мобильное приложение.

Кроме того, в Москве активно развивается система общественного наблюдения, где жители могут сами принимать участие в обеспечении безопасности города, сообщая о подозрительных ситуациях и преступлениях через специальные приложения и горячие линии. Это делает город еще более защищенным и удобным для своих жителей.

Секрет успеха Москвы Сергей Семенович раскрывает в словах: «…основа экономики страны – это коммерческий бизнес-сектор, а в Москве не добывается ни нефть, ни газ. Здесь другие бизнес-инвестиции, другое бизнес-качество.»

В городе живут и трудятся, служат и созидают люди, активные граждане, специалисты и профессионалы, управленцы и предприниматели, которые после трудового дня возвращаются в свои дома, чтобы провести время со своими близкими и набраться сил для дальнейшей работы на благо развития нашего города.

Пока люди находятся на работе, в отпуске или на дачах или просто гуляют по паркам Москвы их жилище и в целом город охраняют технические средства безопасности. Домофон — это устройство, которое является частью как системы безопасности дома, так и города в целом.

В этой публикации будет представлена отрасль Технических средств безопасности ( ТСБ), как раз ту благодаря которой эта система безопасности города функционирует каждый день и способствует сохранению безопасной и комфортной среды нашего города.

Мы поговорим о ее роли и месте, потенциале развития, целях и задачах в обеспечении жизнедеятельности Столицы, в реализации перспективных направлений развития, сформулированных Московским правительством совместно с профессиональными сообществами, собранными в Московской торгово-промышленной палате.

Многие помнят Москву середины 90-х,… У жителей столицы вырос «уровень жизни», а вместе с ним возникли вопросы к обеспечению безопасности квартир и криминальных угроз в общедомовом пространстве. И как следствие этого появились железные двери в подъезде и квартирах, решётки на окнах. Сформировался запрос на то что бы подъезды были закрыты от посторонних и каким то образом осуществлялся контроль доступа в многоквартирные дома. Конечно вопрос доступа в подъезд можно решить через присутствие консьержей, вахтёров или охранников, но такие услуги дорогие и не все готовы за них платить, да еще нужны инициативные люди которые этот процесс будут организовывать и контролировать.

Вот тогда в 90е и появились компании, предложившие более доступные решения для доступа в МКД при помощи технических средств безопасности ( ТСБ). Это: устройства и услуги по установке и их эксплуатации включающие в себя электронные блоки и запирающие устройства с доводчиком., от примитивных до относительно сложных конструкций с ключами доступа и переговорными панелями.
Правительство Москвы понимаю всю важность обеспечения безопасности в МКД предложило механизмы реализации жителями этих вопросов начиная от организации процессов собраний и способов оплаты либо по абонентским книжкам, либо через включение этих платеже в Единый платежный документ ЖКХ г. Москвы.

Сейчас около 200 компаний технической сферы безопасности обслуживают более 140 тысяч подъездов многоквартирных домов, Неработающие запирающие устройства или отсутствие системы контроля доступа в доме воспринимается как чрезвычайная ситуация и требует от этих компаний немедленного реагировании для устранения неполадок оборудования.

Многие компании имеют свою диспетчерскую и аварийную службу, регламенты обслуживания со сроками и требованиями к качеству оказываемых услуг.

Вместе с развитием этой сферы бизнеса возникли вопросы по взаимодействию компаний осуществляющих обслуживание технических систем безопасности в МКД с жителями, управляющими компаниями, муниципальными службами, департаментами Правительства г. Москвы такими как департамент ЖКХ, департамент информационных технологий, департамент капитального ремонта, департамент региональной безопасности, МЧС г. Москвы и другими, и встала необходимость создания профессиональных сообществ, ассоциаций и союзов, которые могли бы консолидировать проблемы отрасли и готовить предложения по ее развитию.

Самой значимой отраслевой площадкой стала Гильдия Негосударственной сферы безопасности Московской торгово-промышленной палаты Москвы взаимодействие, с которой осуществляют практически все домофонные компании Москвы.

С увеличением опасности проведения террористических актов, техногенных катастроф, развития умных технологий, цифровизации а теперь и развития нейросетей растет и требования к работе домофнных компаний и квалификации их персонала, которые должны успевать за новыми вызовами и развивать инновационные технологии. При этом очень важно, чтобы развитие компаний была на основе комплексной безопасности города Москвы, необходимо двигаться в одном ритме и отвечать на жизненно важные вызовы времени.

Как следует из Концепции комплексной безопасности г. Москвы жизненно важные ценности и интересы Москвы представляют собой совокупность жизненно важных ценностей и интересов каждого отдельного жителя, социальных групп, общественных объединений и города в целом.
Как раз такой площадкой и является площадка — Гильдия Негосударственной сферы безопасности Московской торгово-промышленной палаты Москвы, а так же образованный в 2020 СРО Союз предприятий систем безопасности (СРО СПСБ).

Отраслевым структурам ТСБ г. Москвы было сложно пройти кризисные и разные экономические периоды 1998, 2008, 2014, 2022 года, время кризисов, различных реформ, , пандемии и действий недружественных стран напрямую влияют на деятельность домофонных компаний через инфляционные процессы, организационные моменты, невозможность закупать ранее доступное оборудование и элементную базу.

Спустя годы можно констатировать, отрасль ТСБ столицы справляется с возникающими кризисными ситуациями и продолжает развитие применяя новые: технологические и инновационные решения, приобретая огромный опыт технических решений и успешных практик.

Отрасль объединяет грамотных специалистов, которые стали профессионалами своего дела не за один год. И что важно отметить, специфика занятости такова, что большинство трудящихся на предприятиях ТСБ — это жители Московского региона, с достойной оплатой труда.

Конечно как и в любой другой отрасли в нашей существует ряд проблем и затруднений, которые периодически озвучиваются на круглых столах и отраслевых конференциях это неурегулированность имущественных вопросов при установки оборудования инвестором на общее имущество многоквартирных домов, отсутствие эффективных механизмов индексации стоимости услуг, качество устанавливаемых металлических дверей, взаимоотношение с телекоммуникационными компаниями, не использования федеральными и региональными органами профессионального и экономического потенциала отрасли при формировании программ развития городов, проектов Безопасный город, Умный город, ГИС ЖКХ. Предприятиям отрасли приходится идти на риск и инвестировать средства в установку дорогостоящего оборудования, нанимать профессиональные кадры для осуществления текущей эксплуатации. Причем тарифы в г. Москве не менялись уже с 2010 года. Так стоимость обслуживания сориентированная на «тарифы» установленные для предельных сумм компенсации в виде субсидий для малоимущих слоев населения Правительством г. Москвы и составляю для подъездов оборудованных домофоном – 64 рубля с абонента, для подъездов оборудованных автоматическим запирающим устройством электромагнитным замком — 48 рублей с абонента. Именно эти «цифры» стали для домофонных компаний своеобразным ориентиром ценообразования своих услуг, к сожалению, с 2010 года эти субсидии не разу не индексировались, что поставило отрасль на грани выживания. Так, например обслуживание низко этажных дом стало убыточным и зачастую уже не обслуживаются. В 2011 году, ежемесячные платежи в 64 и 48 рубля с квартиры были существенными, позволяли развиваться и обновлять оборудование, нести дополнительные непрофильные расходы: следить за общим функционированием дверей и всего комплекса дверного проема, включающего раму, доводчики дверей, интернет и электропроводку.

Можно анализировать причины отсутствия ежегодной индексации, но главные факторы: первый, отрасль не смогла объединиться и создать общественную структуру для защиты и представительства своих интересов, формулирования существующей проблематики и путей решения. И это главная причина! Второй фактор, как следствие, городские органы власти не осведомлены о сложившемся положении дел в отрасли ТСБ. Причина? Смотрите пункт первый. Не кому вести диалог, и нет осмысленного предложения о роли и месте отрасли в системе безопасности и коммунального хозяйства Москвы, а также о существующем потенциале в обеспечении общественной безопасности города.

Домофонные компании вынуждены держать целые ремонтные бригады сварщиков, чтобы оперативно чинить возникающие неисправности входных групп. Если дверь не закрывается: сломалась, перекосилась, просто обледенел порог, значит не работает домофон. И сигнал о неисправности поступает в городскую диспетчерскую или диспетчерскую обслуживающей домофон компанию. Можно, конечно, не исправлять, это не является их ответственность по договорам, и не реагировать, но тогда и потерять доверие жителей, которые проведут собрание и поменяют домофонную компанию. Поэтому, многие предприятия, чтобы ежедневно/ ежечасно не реагировать на сигналы, производят замену самой двери. Что, опять же, является существенными расходами, которые не окупятся в довольно долгой перспективе.

Специфика работы компаний ТСБ связана с непосредственной работой с жителями, которые ежедневно пользуются домофонами, заказывают ключи или меняют коды доступа в подъезд. В этой работе им помогают старшие по дому, подъезду или находятся на постоянном контакте с инициативными группами жителей.

В целях привлечения жителей города Москвы к сохранности жилищного фонда и созданию комфортной среды в многоквартирных домах, роста уровня самоорганизации граждан, Правительство Москвы в конце 2021 года решило сохранить сложившийся в многоквартирных домах города Москвы институт старших по дому и старших по подъезду как форму самоорганизации жителей многоквартирных домов в целях сохранности жилищного фонда, обеспечения комфортной среды в многоквартирных домах, поддержания в них чистоты и порядка.

Данная норма введена Постановлением Правительства г. Москвы от 7 декабря 2021 г. N 1901-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных Положений правовых актов) города Москвы» (далее-Постановление).
Время показало, что такой подход к обеспечению безопасности проживания жителей в многоквартирных домах с использованием технических средств и механизмов общественного контроля при методической поддержке общественных организаций наиболее эффективен в поддержании порядка в подъездах и придомовых территориях г. Москвы.

Так домофонные и управляющие компании поддерживают исправность средств технической безопасности домов и придомовых территорий, проводя модернизацию и ремонтные работы, а активисты общественных организаций и старшие по подъезду и доиу, используя разработанные методики общественных организаций, оценивают степень порядка и защищенности подъездов и придомовых территорий.

В то же время обеспечение сохранности жилищного фонда, создание комфортной среды в многоквартирных домах, рост уровня самоорганизации граждан требует комплексный подход и координацию как властных и общественных структур г. Москвы, так и бизнес-сообщества в лице предприятий технических средств безопасности.

Гильдия негосударственных структур безопасности МТПП проводит на площадке Московской торгово-промышленной палаты работу по созданию и ведению коммуникационной среды между властными структурами г. Москвы, общественными пунктами охраны порядка, общественными организациями, старшими по подъезду и предприятиями технических средств безопасности, с цель выработке механизмов эффективного взаимодействия и общественного контроля для решения вышеуказанных задач.

У предприятий ТСБ сложилась такая социально ответственная практика, когда для старших и представителей социально мало защищённых граждан идёт льготный режим оплаты, или она вообще не взымается.

На проводимых отраслевых круглых столах Единая экспертная оценка:

«В настоящее время домофонная отрасль сталкивается с проблематикой, которые, в свою очередь, порождают в процессе их решения новые затруднения. Корнем всех проблем является хроническая недофинансированность отрасли (расценки не увеличивались с 2010 года); необходимо пересмотреть взгляд на предмет технического обслуживания — ЗУ и домофоны, существующая реальность диктует, что этим предметом должна стать вся «входная группа подъезда» в целом, как единый механизм включающий ращения вышеуказанных проблем.

Отрасль ТСБ в данном состоянии напоминает «эффект лягушку, которую варят на медленном огне», и она, не понимая происходящего не выпрыгивает из кипятка, медленно умирая.

Существующие негативные тенденции, в сочетании острой кадровой проблемой организаций приводит к тому, что появляются иные структуры, руководство которых испытывает бизнес -иллюзии, предлагает свои услуги городу и жителям, не желая реально работать «на земле» и производить текущее полноценное обслуживание всех составных частей входной группы: домофон, видеонаблюдении, электрозамок, доводчик дверь, а так же оборудование придомовой территории: шлагбаумы, ворота, калитки. По их бизнес-модели, они готовы обслуживать только некие облачные виртуальные сервисы, оставив работу “на земле” непонятно кому.

Итак получается, что для развития отрасли ТСБ требуется комплексный подход и соблюдение принципов: Саморегулирование, Саморазвитие и Самоконтроль как систематического управления и контроля за соблюдением стандартов, норм, технологий, качества и взаимодействия в области безопасности МКД, осуществляемое самой отраслью.

Саморегулирование – формируется в виде саморегулируемых организаций или союзов, объединяющих предприятия и экспертов в отрасли ТСБ для обеспечения согласованности и стабильности в деятельности рынка ТСБ, защиты интересов участников и обеспечения высокого уровня качества продукции и услуг. Формирование правил, стандартов и норм для регулирования деятельности отрасли ТСБ.

Правила функционирования отрасли разрабатываются и соблюдаются самой отраслью или сообществом предприятий и применяются ко всем участникам.

Саморазвитие — внедрение современных технологий, обучение персонала, интеграцию систем, защиту данных и взаимодействие с сообществами жителей, коммунальными службами и инфраструктурой безопасности города.

Самоконтроль – выработка отраслевых механизмов, направленных на обеспечение эффективного управления и контроля внутри организаций участников отрасли ТСБ, минимизация рисков и обеспечение соответствия установленным стандартам и требованиям. Создание системы внутреннему контроля за качеством предоставления услуг, эффективного управления ресурсами компаний.

Авторы: Дмитрий Галочкин, генеральный директор СРО Союз предприятий систем безопасности, председатель Гильдии Негосударственных структур безопасности МТПП и
Андрей Каленов, председатель совета по развитию ТСБ Координационного совета НСБ России, заместитель председателя Гильдии Негосударственных структур безопасности МТПП.