МХАТ им. М. Горького становится точкой притяжения молодой аудитории. Известные репертуарные спектакли, сохраняя все очарование классики, становятся для новой аудитории буквально откровением, настолько точно попадают в смыслы новой эпохи мысли, высказанные на знаменитой сцене.

фото: газета Тверская 13

Принц датский Гамлет пришел в МХАТ в 2014 году, именно тогда режиссер Валерий Белякович, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за цикл спектаклей «Шекспир на рубеже веков», представил свою версию известной пьесы, и критика сразу отметила ее психологичность и искренность. Возможно, именно такой подход рождает интерес к спектаклю и глубокие переживания даже у поколения цифровой эпохи — люди, сколько бы гаджетов не помещалось в их руках, остаются людьми с всей палитрой любви и ненависти, обид и печалей, предательства и верности.

«Быть иль не быть» — о чем это сегодня?

«Я после этого спектакля ни говорить, ни думать не могу», — признается актер Александр Хатников, исполнитель роли Гамлета.

Зрители, выходящие из зала, также на время погружаются в пучину чувств и эмоций — история о предательстве затрагивает самые чувствительные струны души, заставляя задуматься о последствиях своих поступков, о том, что мы ценим в людях. Среди зрителей — на удивление много молодежи. Так в чем же актуальность произведения, написанного пять веков назад?

Гений Шекспира выносит на театральную сцену историю человеческих страстей, совсем не жалея своих героев. «Какая-то в державе Датской гниль», — констатирует автор. И все по одному, каждый в свой черед — Гамлет, Офелия, королева Гертруда, король Датский Клавдий, Полоний, Лаэрт — в бессилии падают на колени, а потом погибают. Клавдий так любит жену брата (отца Гамлета), что убивает его и женится на ней, но в итоге не может предотвратить ее смерть, когда она пьет отравленное вино: «Не пей вина, Гертруда!».

Королева — слаба по-женски, доверчива, через месяц после похорон мужа выходит замуж за его брата. Она возмущается непониманием сына, но умирая от вина, предназначавшегося Гамлету, видит ошибочность своего выбора и просит прощения. Гамлет, переживая смерть отца и предательство матери — натянут как струна, он остро чувствует фальш придворного этикета и человеческую ложь. Он захвачен правдоискательством, но в это время теряет возлюбленную, скорбящую из-за его невнимания и смерти отца… Дворцовые интерьеры сменяются кладбищем, где иронично беседуют два могильщика. Гамлет вздыхает о бедном Йорике и произносит знаменитый монолог «Быть или не быть», размышляя, какой должна быть настоящая жизнь и как ее достойно прожить. Появляющийся время от времени призрак его отца практически делает реальной загробную жизнь, сближая миры живых и мертвых.

-Это вечная история, мы видим в ней себя и по-иному начинаем оценивать, что следует за неосторожным словом, поступком, как словно падающие костяшки домино, может от одной нелепой ошибки развалиться вся жизнь, — дают оценку значению спектакля студенты. Будущие психологи и искусствоведы, политологи и специалисты социальной сферы, журналисты и социологи — даже пришедшие парочками юноши и девушки иначе смотрят друг на друга, а руки крепче сжимают руки любимых.

Интересным кажется зрителям и сценическое решение спектакля — на огромной сцене МХАТ довольно лаконичные декорации, костюмы не поражают пышностью, переключая внимание именно на происходящее в душе героев. Множество актеров на сцене рождает ощущение современного Вавилона, где каждый живет своей жизнью, не замечая подчас пересечений судеб с другими людьми.

“Это попытка освоить наше огромное пространство, поэтому количество занятых в спектакле актеров довольно большое. Спектакль сложный, в том числе по физическим затратам. Он требует точного выполнения рисунка, как во всех спектаклях Беляковича», — рассказывает народный артист России Валентин Клементьев (Клавдий).

Постановка очень ритмичная, танцевальные комбинации помогают погрузиться в атмосферу средневековья, но в то же время как бы подчеркивают марионеточность героев. Удачно подобранная музыка усиливает понимание главных сцен, и молодежь особенно отмечает вокальную составляющую спектакля, подчеркивая, что старая история на сцене МХАТ становится современной, живой, глубоко задевающей чувства.

Зрители отмечают, что в спектакле оставили классический смысл, ведь в «Гамлете» уже все сказано, в то время как рассказанная актерами МХАТ история дает эмоциональное движение души. Три часа завороженно зрители следят за развитием сюжета, борьбой между героями и главное — борьбой внутри души каждого из них. Те слова, что слышим со сцены — важно не забывать говорить их сейчас. Осмысливать нашу жизнь через психологическое зеркало этого прекрасного спектакля МХАТ.