Люби жизнь! Ты видишь, как она прекрасна!»: спектакль-долгожитель «Её друзья» на сцене МХАТ им. М. Горького

Дата публикации: Вторник, 28 января

В нынешнем театральном мире, где стремительно меняются веяния моды, а современная драматургия диктует эпатажный стиль сценического повествования, ― сложно представить рассказ о советских школьниках, мечтавших стать геологами или выращивать новые сорта растений. Что может быть общего между выпускниками 1950-го и 2020-го года?!.. И есть ли это «общее», связывающее поколения, промеж которых расстояние достигло семидесяти лет?!..

Простой ответ кроется в постановке Московского художественного академического театра им. М. Горького, где с 1997 года и по сей день идёт спектакль «Её друзья». Пьесу Виктора Розова, написанную в послевоенном 1949-ом, воплотил на сцене Валерий Усков, известный автор кино-саг «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Лиризм, душевную патетичность и светлую радость, пронизывающие эти киноленты, ― режиссёр переносит в постановку.

«Её друзья» ― история, отражающая целую эпоху, без эпического размаха или демагогии. Розов написал о том, о чем рассказывает вся русская классическая литература, ― о чувствах простого человека. Будучи рьяным поклонником стиля Московского Художественного театра, драматург выводит на сцену психологическую драму. Тонко чувствуя такую позицию автора, режиссёр находит внешнюю форму, наиболее полно раскрывающую идейный замысел, объединяет классическую театральную школу и язык кинематографа, монтируя «кадр за кадром» картины из жизни Люси Шаровой и её одноклассников.

Со скрупулёзной точностью художник спектакля Владимир Серебровский воссоздаёт интерьеры советских квартир: письменный стол со школьными принадлежностями, цветы в горшочках, абажур на люстре, радио, книжные полки, аквариум… Аскетичный кабинет директора школы и просторная комната с фортепиано и картинами Бутовой Светочки. Точно подобранные оттенки обоев и мелкие детали (аккуратно сложенные тетрадки или же морозный рисунок на оконном стекле) ― привносят в общую атмосферу особый мелодраматизм, отсылая к добрым и любимым советским фильмам.

Такая параллель видна не только в художественном оформлении, но и в стиле самого актерского существования на сцене.

Спектакль Валерия Ускова отнюдь не бенефисный: за каждым персонажем прослеживается жизнь, индивидуальная биография.

Слепота Люси, которая через четыре месяца должна сдать выпускные экзамены и поступить в Тимирязевскую академию, становится катализатором всего действия. Это событие сплачивает героев: школьных друзей, учителей, родителей и даже малознакомых людей. В этом видна некая идеализация, но именно эта особенность и придает постановке особый романтизм; ведь помогая Люсе преодолеть болезнь, ― каждый обретает самого себя, только лучшего.

«Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности…», ― цитата из «Молодой гвардии», красной нитью пронизывающая спектакль. Несколькими годами ранее, в 1946-ом Александр Фадеев написал роман на основе реальных событий, где вчерашние школьники, оказавшись в оккупации, сумели объединиться и сражаться. Вот так и друзья Люси ополчаются против «врага» ― страшной болезни, вставшей на пути юношеских идеалов и грёз.

Ребята наверняка ассоциируют себя с фадеевскими героями, неслучайно приводят цитаты из романа и даже родителям советуют прочесть книгу. Такая открытая метафора приравнивает их подвиг к подвигу «Молодой гвардии», ведь война в мирное время порой бывает ещё более безжалостной и страшной…

С безудержным энтузиазмом и «молодогвардейской» самоотверженностью актёры работают на сцене. Добиться правдоподобия и неподдельной искренности, особого азарта и внутренней светлости, ― наверное, главная задача, стоявшая перед всеми исполнителями. Актёрам, воссоздавшим портреты друзей Люси, удалось уловить эти необходимые вибрации и оживить десятиклассников послевоенного периода: Арина Алексеева (Оля Сомова), Екатерина Ливанова (Римма), Тимур Дружков (Никита), Юрий Ракович (Володя)…

Дуэт Эльвиры Цымбал (Людмила Шарова) и Максима Бойцова (Петя) особенно метко попадает в общую интонацию спектакля.

Взаимоотношения их героев развиваются параллельно линии основного действия, полутонами рисуя зарождение первой любви.

Именно того поэтического, возвышенного, чистого чувства, воспетого в поэзии классиков. Молодым актёрам удаётся провести эту линию аккуратным контрапунктом, не огрубив и не опошлив. Ведь в то время мальчики и девочки учились в отдельных школах, в иной этической среде, где непозволительно фривольное поведение или выпячивание на люди интимных эмоций.

Яркие образы импульсивной Светочки Бутовой и её мягкохарактерной матери воссоздали харизматичные по природе актрисы Альбина Чайкина и Лариса Жуковская. Картина с перестановкой мебели для имитации декораций будущей школьной постановки, где разбалованная вседозволенностью Светочка «полководит» матерью ― один из остро-комичных эпизодов, настраивающий на оптимистическую развязку. Подобным свойством обладает и небольшая роль няни в московской больнице, куда в отчаянии приехала Люся с матерью. Тамара Миронова (няня) обладает запасом обаяния столь большим, что гипнотически приковывает внимание и отпечатывается в памяти, пусть и находится не более пяти минут на сцене. Более сдержанными в эмоциональном плане, но абсолютно верными в общем настроении спектакля выглядят работы Любови Мартыновой (классный руководитель Ирина Игнатьевна), Лидии Кузнецовой (директор школы Вера Николаевна), Ирины Архиповой и Алексея Бирюкова (сентиментальные и отверженные родители Люси).

Все эти герои, словно сошедшие с киноэкрана, магическим способом и по велению режиссера ― растворяют границы и впускают зрителя внутрь ЗD пространства. Закрывается занавес, прожектор освещает парящую чайку, символ МХАТ, зрительный зал погружен в полумрак и фоном звучит известная мелодия из прошлого:

«Журчат ручьи,
Слепят лучи,
И тает лед и сердце тает…»

Ностальгический флёр, созданный благодаря музыкальным интермедиям при закрытом занавесе, не «состаривает» спектакль, а лишь приближает вплотную к ушедшей эпохе. В истории об исцелении Люси, которое стало возможным только благодаря чуткости людей ― «message» очевиден и абсолютно понятен. В простой формуле взаимной помощи и поддержке, в любви и уважении кроется главная сила в войне против любого врага. Все персонажи драмы положительные, здесь невозможно присутствие зла в человеке! Даже легкомысленная Света раскаивается в грубом отношении к матери, достойно сдает экзамены, поступает в медицинский и влюбляется… Очевидная ссылка к евангельским идеям, делает спектакль «Её друзья» не просто очередным пересказом наивной советской пьесы. Это манифест, воспевающий веру в силу человеческого сердца, в котором от природы заложена любовь к жизни и нет места вражде или ненависти. Такие простые, и такие сложные вечные ценности, способные гуманизировать, исцелить прагматичный, жёсткий XXI век. Ведь война это не далекий отголосок истории, её хаос и сегодня захватывает страны на планете.

Валерий Усков сумел просто и доступно, следуя каждой ремарке автора, воплотить на сцене сказку-быль для взрослых и подростков, выпускников и их родителей, для каждого человека, в котором теплится добро… Отныне, повзрослевшие студенты, полные надежд, стремлений, планов, сил ― Люся и её друзья, «одухотворенные орлиным взором, устремлены в будущее…»

История двадцати лет жизни спектакля на сцене МХАТ не зря изобилует трогательными моментами. Лариса Жуковская припоминает, как всему составу спектакля зрительница преклонных лет подарила собственноручно сшитые красные пилотки, и это был «подарок лучше всех цветов», молодые актеры тоже получают отклик от старшего поколения, что поход на спектакль «Ее друзья» — это как посмотреть добрый советский фильм

Знаете, — в голос твердит пара героев (Эльвира Цымбал и Максим Бойцов), — после этого спектакля на удивление даже у всех актеров настроение приподнятое, ощущение радости не покидает.

И верно — в душе у каждого — и актера, и зрителя — постановка оставляет светлое чувство причастности к добру, ощущение настоящего товарищества. И слово это — не про «товарищество собственников», а про умение сопереживать, помогать и самоотверженно бороться за счастье близких людей.

16 февраля можно испытать это и тем, кто еще не стал «ее» другом. Спектакль будет вновь показан на большой сцене МХАТ им. М. Горького.