От самообороны к самоорганизации
От самообороны к самоорганизации
25 января 2022 г. на площадке Московской торгово-промышленной палаты состоялся круглый стол Гильдии НСБ МТПП совместно с Ассоциацией предприятий технических средств безопасности, Комиссией РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и НСБ и лидерами ООПН «Безопасная Столица» на тему «Формирование комплексного подхода к обеспечению сохранности жилищного фонда, созданию комфортной среды в многоквартирных домах, росту уровня самоорганизации граждан». На мероприятии присутствовали представители департаментов Правительства г. Москвы — региональной безопасности, жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства, Уполномоченного по защите прав предпринимателей г. Москвы и представители профессионального сообщества негосударственной сферы безопасности.
Поводом для разговора послужило Постановление Правительства г. Москвы от 07.12.21 г. № 1901 — ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных Положений правовых актов) города Москвы», в котором снова, как и в предыдущие десятилетия, присутствует такое понятие, как институт старших по подъезду.
Высокая эффективность использования потенциала отрасли технических средств безопасности, обслуживающей около 90 проц. всех домофонов г. Москвы, и результативность деятельности общественных организаций, работающих в этой сфере, входящих в Гильдию НСБ МТПП или являющихся ассоциированными её членами, невозможны без самоорганизации жителей столицы, выдвигающих из своей среды, например, старших по подъезду.
Напомним, что договоры на оказание услуг, заключаемые с домофонными компаниями, составляются на основании решений общих собраний собственников многоквартирных жилых домов, оформляемых протоколом таких собраний, и во многих случаях не без помощи старших по подъезду, с которыми на протяжении нескольких лет взаимодействуют представители отрасли технических средств безопасности.
Председатель Гильдии НСБ МТПП, заместитель председателя КС НСБ России Дмитрий Галочкин отметил, что домофонные компании уже давно осуществляют системное взаимодействие со старшими по подъезду. Обсуждение механизмов взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы (Департаменты ДЖКХ, ДИТ, ДРБ, МФЦ, МЖИ, Префектуры, Управы районов) с активистами ООПН «Безопасная Столица», старшими по подъезду и дому, общественными организациями, общественными пунктами охраны порядка, управляющими компаниями, предприятиями технической сферы безопасности − членами МТПП проходят на площадках МТПП, ОПРФ, РСПП и международной выставки средств обеспечения безопасности Интерполитех. Все дельные предложения заносятся в соответствующие итоговые документы.
− В этом плане у нас есть серьёзные возможности развития. Замысел проекта «Безопасный подъезд», зародившегося в рамках ООПН «Безопасная Столица» и реализуемого при непосредственном участии Ассоциации предприятий технических средств безопасности с 2016 года, заключается в том, чтобы старший по подъезду как активист общественной правоохранительной направленности энергично осуществлял законные полномочия в связи с состоянием дел в жилом многоквартирном доме и выстраивал взаимодействие с муниципальными исполнительными органами власти, участковыми уполномоченными на местном уровне, советниками глав Управ и прочее, − заявил Дмитрий Галочкин.
− Представитель старших по подъезду должен быть заинтересован прежде всего в том, чтобы на вверенной ему органами власти и жителями дома территории был порядок. Данный институт существовал всегда и во все времена не как формальная единица, а как действующая «боевая», особенно в советское время. На сегодняшний день в функции уполномоченного входит взаимодействие, в том числе, и с предпринимательским сообществом, каковым является техническая отрасль безопасности, − добавил Президент МТПП Владимир Платонов.
Сообщество домофонных компаний проводит постоянный внутренний мониторинг по установке, ремонту, проведению профилактических работ аналоговых и цифровых домофонов, вызывных панелей, дверей, датчиков, ворот и шлагбаумов, систем видеонаблюдения. Оно выполняет свыше тысячи заявок в день и на практике постоянно общается со старшими по подъезду.
Согласно анализу, проведённому сообществом отрасли технических средств безопасности, в обязанности старшего по подъезду входит следующее:
1. Организация работы с населением по месту жительства:
− периодическое проведения общих собраний, подтверждаемых протоколами;
− подготовка графиков дежурных по подъезду и его соблюдение;
− организовывать участие населения в содержании подъезда, его ремонте и уборке;
− взаимодействовать с администрацией жилищно-эксплуатационной организации и правоохранительными органами;
− работа по оценке деятельности и контроле подрядных организаций, обслуживающих жилищный фонд;
− подготовка и проведение комплексного капитального ремонта жилых домов и прилегающей территории.
2. Состояние входных дверей в подъездах жилых домов:
− оценка общего вида технической исправности дверных полотен;
− оценка наличия и техническое состояние запорных и переговорных устройств, доводчиков.
3. Организация эксплуатации запорных устройств:
− наличие договора на обслуживание с эксплуатирующей организацией (учитывается его длительность, пролонгация и эффективность совместной деятельности);
− отсутствие задолженности по оплате за обслуживание запорных устройств;
− наличие помещения для дежурного по подъезду, состояние и техническая оснащенность помещения, в частности устройство прямой и двусторонней связи с жителями, жилищно-эксплуатационной организацией, полицией и пр.
4. Техническое состояние и санитарное содержание подъездов:
− состояние лестничных клеток (лестничных маршей, площадок, перил, поручней);
− состояние лифтовых и приквартирных холлов;
− состояние кабин лифтов;
− состояние осветительных приборов в подъезде;
− состояние клапанов мусоропроводов;
− наличие информационных стендов, цветов, плакатов, ковриков и иное художественное оформление подъезда;
− участие населения в работах по поддержанию общественного порядка в подъезде жилого дома и на прилегающей территории.
Программа института старших по дому и придомовой территории, старших по подъезду исторически реализуется, согласно Жилищному Кодексу РФ, Постановлением Правительства г. Москвы от 13 апреля 1999 года N 328. В какой-то момент финансирование данного института было приостановлено. Недавно вступило в силу новое Постановление Правительства г. Москвы от 07.12.21 г. № 1901 — ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных Положений правовых актов) города Москвы»», в котором снова фигурирует такое понятие, как институт старших по подъезду. Было восстановлено финансирование в части освобождения старших по подъезду от квартплаты. До сегодняшнего дня в доработке Программы выступали: ООПН «Безопасная столица», КС НСБ России, КС НСБ Москвы, РСПП, ТПП РФ и Ассоциация технических средств безопасности. Основной целью создания этой программы является повышение безопасности проживания граждан в многоквартирных домах, привлечение жителей к сохранности жилищного фонда, что непосредственно согласуется с полномочиями старших по подъезду (дому). Основные задачи проекта: формирование механизмов общественного контроля безопасной среды, выстраивание механизмов государственно-частного, общественно-государственного партнёрства с органами власти, взаимодействие с домовыми комитетами, советами общественных пунктов охраны порядка по месту жительства, повышение качества обслуживания установленных дверей, систем видеонаблюдения, доводчиков, запирающих устройств и пр. Силами ООПН «Безопасная столица» г. Москвы разработаны методические рекомендации по оценке безопасности подъездов и придомовых территорий на правовой основе.
На сегодняшний день необходимо проработать вопрос правового статуса старшего по подъезду. Доработать методические рекомендации для организации работ старших по подъезду (дому), порядку его назначения. Следует решить, будет ли этот статус регулироваться местными органами исполнительной власти или нет, поскольку исходя из требований действующего Постановления кандидатура старшего по подъезду принимается главой Управы района и оформляется распорядительным документом на основании протокола собрания жильцов − для старшего по подъезду м старшего по дому (группе домов) − или на основании протокола общего собрания (письменного опроса) о создании домового комитета и выборе членов его руководящего органа.
Вопрос о получении субсидии в виде снижения или полного освобождения старшего по подъезду от квартплаты пока тоже не нашел своего разрешения. Хотя, согласно Постановлению Правительства г. Москвы 1901-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных Положений правовых актов) города Москвы», предусматривается стимулирование граждан, выполняющих обязанности старшего по подъезду (дому), которое должно осуществляться в форме предоставления им мер социальной поддержки, а именно, в виде освобождения от платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и содержание жилого помещения в пределах ставок и цен, утвержденных в установленном порядке Правительством Москвы, и с учетом стандартного размера нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, причем при условии включения гражданина, выполняющего обязанности старшего по подъезду (дому), в список граждан, выполняющих обязанности старшего по подъезду (дому), оформляемый правовым актом управы района города Москвы, администрации городского округа или поселения в городе Москве.
− В целях обеспечения безопасности проживания горожан важно, чтобы обращения старших по подъезду (дому) имели вес для всех заинтересованных сторон. Ассоциация технических средств обеспечения безопасности готова оказать квалифицированную помощь и содействие в комплексном решении общих вопросов, связанных, в том числе, и с полномочиями старших по подъезду, − отметил координатор Гильдии НСБ МТПП по развитию технических средств безопасности, руководитель рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Андрей Каленов.
Поможет в этом, по мнению Андрея Васильевича, формирование рабочей группы экспертов по комплексному подходу к обеспечению сохранности жилищного фонда, созданию комфортной среды в многоквартирных домах, росту уровня самоорганизации граждан с участием представителей Правительства г. Москвы, МГД, полиции г. Москвы, МЧС г. Москвы, общественных организаций ООПН «Безопасная столица», КС НСБ Москвы, представителей МТПП и ОПРФ, профильных ассоциаций и союзов, уполномоченного по защите предпринимателей г. Москвы. В обязанности такой рабочей группы будет входить:
− подготовка, при необходимости, предложений по внесению изменений в нормативные документы г. Москвы и/или федеральные нормативные документы, регулирующие институт старших подъезду (дому);
− подготовка методических рекомендаций г. Москвы для организации работы старших по подъезду и/или членов советов домов, разъясняющих порядок их избрания, получение статуса, права и обязанности, а также последовательность действий для получения ими субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
− подготовка плановых и отчетных документов для определения эффективности работы старших по подъезду и/или членов советов домов, получающих субсидию;
− определение порядка взаимодействия старших по подъезду и/или членов советов домов с подразделениями Правительства Москвы, МГД и муниципальными депутатами, правоохранительными органами, управляющими компаниями, МТПП, общественными организациями правоохранительной направленности, профильными ассоциациями и союзами;
− проработка вопроса о создании на базе МТПП, ООПН «Безопасная столица», КС НСБ Москвы консультационной службы для поддержки старших по подъезду.
В целях совершенствования института старших по подъезду, а также в интересах москвичей необходимо помнить и о критериях оценки надёжности предприятий технических средств обеспечения безопасности, которые предъявляются всему деловому сообществу отрасли. Этот вопрос был затронут в выступлении операционного директора ООО «Перспектива ТЦ» Андрея Маслянкина. В частности, Андрей Павлович остановился на том, что на основе опыта участников рынка на сегодняшний день сформирован первый отраслевой механизм, на базе которого можно получить список критериев, соответствующих понятию «надёжный поставщик». После согласования с руководством МТП данные сведения планируется разместить на официальном сайте палаты.
Вопросы, которые лежат на стыке общественной инициативы и вовлечения граждан в работу старшего по подъезду, требуют большой самоотдачи и завидной доли ответственности за принятие решений. Несомненно, город идёт навстречу в обмен на соответствующий душевный порыв. Важно соединить защиту интересов предпринимателей отрасли технических средств безопасности и коммуникаций с отдельно взятым человеком, который способен на всех уровнях жизненного цикла следить за эксплуатацией вверенного оборудования, общедомового имущества, поддерживать его в хорошем ликвидном состоянии. И тогда спорные ситуации, возникавшие в прошлом, а для некоторых, к сожалению, являющиеся настоящим, не станут нормой, не будут складываться вновь.
Так например, скороспелые требования к заключению четырёхсторонних договоров с поставщиком услуги, ГБУ «Жилищник», ГБУ МФЦ г. Москвы, банком, выполнение которых на сегодняшний день вызывает определённые трудности и в предварительном порядке требует время на всестороннее согласование и соблюдение всех формальностей.
Работа над реализацией проектов ООПН «Безопасная Столица» в настоящее время продолжается еще более активно, чем ранее. Так, председатель Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский городской совет общественных пунктов охраны порядка» Татьяна Косаревич доложила, что, по итогам 2021 года, активистами движения совместно с правоохранительными органами было совершено более четырёх тысяч рейдов по районам города для выявления и решения наболевших вопросов и задач в области обеспечения общественного порядка. Такого рода задачи могут быть решены лишь коллективно, то есть силами органов территориального общественного самоуправления, предприятий и организаций, общественных и иных объединений, в том числе народных дружин, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, расположенных на территориях, закрепленных за общественными пунктами охраны порядка, а также всех жителей города Москвы. В целях дальнейшего развития и осуществления совместных инициатив в 2022 году планируется уделять большее внимание мониторингу и общению с жителями.
Андрей Васильевич Каленов
Заместитель председателя гильдии НСБ МТПП, координатор секции ТСБ.