Заместитель Председателя Правительства доложил членам Совета Федерации о стратегических направлениях развития образования

Дата публикации: Понедельник, 10 марта

(В статье используются фотоматериалы Парламентского фотоархива «СенатИнформ»)

На 585-м заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» выступил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Чернышенко. В заседании также приняли участие:

  • Дмитрий Владимирович Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования; 
  • Денис Валерьевич Аширов, статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи; 
  • Дмитрий Александрович Зайцев, аудитор Счетной палаты; 
  • Светлана Михайловна Кочетова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; 
  • Дмитрий Николаевич Платыгин, заместитель министра труда и социальной защиты; 
  • Ирина Владимировна Шварцман, заместитель министра просвещения.

В самом начале доклада Дмитрий Николаевич подчеркнул, что полномочия по развитию образования лежат на стыке федеральных и региональных органов власти, поэтому ключевое значение имеет обсуждение этой темы именно в Совете Федерации. 

Это поддержка учителей и их статус, совершенствование системы среднего профессионального образования, воспитания, детский отдых, а также экспорт образовательных услуг и программа «Российский учитель за рубежом». Эти вопросы нашли свое место в проекте стратегии развития образования до 2040 года, которую мы вместе с вами готовим по поручению президента. И я предлагаю сегодня уделить им особое внимание с учетом уже высказанных сенаторами предложений”  

— установил фокус доклада Заместитель Председателя Правительства. Он отметил конструктивный характер диалога с сенаторами в рамках подготовки к «правительственному часу» — в аппарат Дмитрия Николаевича от них поступило 256 вопросов и предложений. 

Организационная и методическая база работы. 

Заместитель Председателя Правительства напомнил, что является сопредседателем (вместе с Андреем Александровичем Фурсенко) сформированной по поручению президента межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы образования — группы, в которую входят и представители от Совета Федерации. 

Дмитрий Николаевич отметил, что в 2024 году была проделана большая работа благодаря стратсессиям под председательством Председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина, посвященным целому ряду тем: развитию вузов, колледжей, которые готовят инженерные кадры, качеству общего и профессионального образования; а в 2025 году уже прошла стратсессия, посвященная непосредственно подготовке самой стратегии.  

Говоря о стратегическом планировании, Дмитрий Николаевич сослался на накопленный опыт: “За последнее время мы проанализировали более 600 документов в области образования начиная с 2018 года. Мы знаем, что в 60–80-е годы в Советском Союзе сложилась целостная государственная система среднего образования, но в 90-е предпринимались попытки перестроить ее по западным моделям: закрывались образовательные, культурные учреждения, высшие профессиональные учреждения приватизировались. Но, слава Богу, становление российской государственности и системы образования, которое началось у нас в 2000 году с приходом Владимира Владимировича, как раз развернуло этот вектор, и были выработаны основные принципы развития отечественной образовательной системы. Это стало концепцией, которую Вы, Валентина Ивановна, очень точно назвали школьной доктриной Путина.

После чего Заместитель Председателя Правительства отметил, что на базе этих традиций и в результате приложенных усилий:

  • Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству образования;
  • Российские школьники и студенты занимают лидирующие позиции в основных международных олимпиадах (в 2024 году сборные России завоевали 42 награды);
  • Система образования прошла испытание в COVID, обеспечив стабильность образовательного процесса.

Говоря о методической базе работы по подготовке предложений в стратегию, Дмитрий Николаевич упомянул Конституцию, указы президента о национальных целях развития, о государственных политиках (в том числе и стратегии национальной безопасности, научно-технологического развития) и заметил, что базис работы составило около 30 документов стратегического планирования. 

Также Дмитрий Николаевич подчеркнул масштаб вклада неравнодушных граждан: “Без преувеличения можно сказать, что мы вовлекли в подготовку текста этой стратегии всю страну. На портале «Госуслуги» были запущены голосование и сбор предложений. Более 340 тысяч наших граждан откликнулись и дали свои предложения. Также региональные органы власти организовали свой сбор предложений, на местах.

Заместитель Председателя Правительства рассказал, что в ходе подготовительной работы межведомственная группа выделила 180 наиболее наболевших вопросов и определила пять ключевых вызовов: 

  1. Необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой динамики экономики России; 
  2. Текущая трансформация миропорядка и ценностная война, которая ведется против России; 
  3. Угрозы стремительного развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизации; 
  4. Неравные стартовые возможности и разобщенность социальных групп; 
  5. Грядущая демографическая яма. 

Для ответа на эти вызовы сформирован перечень системообразующих мероприятий в разрезе разных уровней образования. 

Перечень стратегических направлений развития образования.

В условиях глобальной конкуренции необходимо обеспечить опережающее развитие системы образования. Она должна не только адаптироваться к изменениям, но и стать драйвером социально-экономического развития” 

— отметил Дмитрий Николаевич, после чего привел перечень основных направлений развития образования:

  1. В эпоху искусственного интеллекта и цифровых технологий остро стоит определение роли учителя. Вся стратегия – вокруг человека, вокруг его интересов. Технологии не могут заменить живой контакт между учеником и учителем, который важен для качественного обучения и воспитания, а цифровизация должна служить поддержкой только учителю, позволяя ему больше времени уделять наставничеству и воспитанию. 
  2. Повышение статуса и престижа педагога, что является ключевым аспектом развития системы образования. Первоочередной задачей считается разработка механизма достойной оплаты труда учителя, а также меры по привлечению, удержанию квалифицированных кадров. Минтрудом по инициативе Совета Федерации проводится тестирование пилотной программы по внедрению новой модели оплаты труда для бюджетных организаций. Для участия в пилоте выбраны 15 субъектов. И Министерство просвещения также формирует комплекс мер, направленных на повышение статуса педагога.
  3. Необходимо определить реальную потребность в учителях по базовым предметам, таким как математика, физика, химия, информатика, биология. По некоторым заметны ниспадающие тренды, по некоторым – рост. Эту задачу ставит Президент. По данным Росстата, доля учителей старше 65 лет в Российской Федерации равна 6,9 процента, а доля учителей до 35 лет – 22,6 процента. Доля молодых учителей в возрасте до 25 лет за последние пять лет увеличилась всего на 1,5 процента. Министерству просвещения совместно с регионами необходимо сформировать комплекс мер, которые направлены на сокращение дефицита учителей в общеобразовательных организациях. 
  4. На базе координационного центра сформирован так называемый специальный проект (т.н. “инцидент”) по сбору эталонной системы показателей системы образования всех уровней. 
  5. Важным направлением является привлечение молодых учителей в школы, особенно это важно для сельских территорий. Действует система мер социальной поддержки. С 2020 года работает программа «Земский учитель», по которой предоставляется единовременная выплата в размере 1 млн рублей (в Дальневосточном федеральном округе – 2 млн рублей). Программа продлена до 2030 года. 
  6. Необходимо определить возможность сдачи экзаменов для школьников без ставшей сейчас очень распространенной практики привлечения репетиторов. Уже подготовлен законопроект, который направлен на гарантированное качественное получение педагогическими работниками дополнительного профессионального образования. Для получения новой квалификации необходимо будет пройти профессиональную переподготовку в государственных организациях. Министерству просвещения совместно с Рособрнадзором поручено проработать вопрос повышения качества образования, что позволит нашим школьникам успешно осваивать эти программы без обращения к услугам репетиторов. 
  7. Необходимо разработать единые государственные учебники. Это позволит сформировать единое образовательное пространство на территории всей страны, обеспечить качество, адекватную стоимость учебников. Уже принят федеральный закон, который наделил Российскую академию наук полномочием проводить экспертизу таких учебников.
  8. Видны результаты программы «Российский учитель за рубежом» – 640 российских педагогов реализовали образовательные программы в 240 образовательных организациях в 30 странах. Так, российские учителя в Таджикистане стали послами русской культуры, дружбы и добрососедства. В условиях текущей геополитической ситуации у них сейчас крайне важная миссия – продолжать традиции дружбы и сотрудничества между нашими народами. Ключевым событием стала долгожданная программа по модернизации детских лагерей. За два года было построено 148 новых жилых быстровозводимых корпусов, отремонтировали 34 объекта. В программу вовлечены 54 региона. Ее реализация запланирована до 2030 года, что позволит обновить ветхую инфраструктуру лагерей. В 2024 году в детских лагерях отдохнули более 5 миллионов детей.  
  9. Снижение нагрузки на учителей, в том числе бюрократической. Постановлением правительства с 1 сентября число оценочных процедур сократилось уже с 52 до двух, и ведомство вправе определять конкретный перечень документов, которые должны готовить педагоги. Мониторинг, контроль осуществляет Рособрнадзор. 
  10. Опережающая подготовка кадров для отраслей экономики, социальной сферы. Ежегодно растет число бюджетных мест по инженерным специальностям. В этом году их количество составило порядка 250 тысяч – это более 40 процентов от общего объема. Уже третий год реализуется федеральный проект «Передовые инженерные школы», было создано 50 таких школ в 23 регионах, и Президент поручил увеличить это количество до 100. На Комиссию по научно-технологическому развитию возложены полномочия по общей координации системы подготовки кадров. Особое внимание будем уделяться балансу контрольных цифр приема между регионами и федеральными городами. В приоритете, конечно, должны быть регионы, чтобы ребята, отучившись, работали на своих местах. Более 70 процентов бюджетных мест выделяется субъектам. На заседании Совета по науке и образованию президент поручил распределять не менее 50 процентов бюджетных мест в рамках прямого госзаказа на кадры. В ближайшее время будет создан новый механизм для решения этой задачи, когда одним из критериев станут показатели востребованности выпускников вуза и их деятельности. По такому же принципу реализуются федеральные инструменты поддержки. С 2021 года работает масштабная программа по поддержке вузов «Приоритет-2030». В ней участвуют 142 университета в 56 субъектах. Меняется и сама университетская среда, прежде всего за счет создания сети современных кампусов мирового уровня. Таких объемов строительства общежитий, инфраструктуры для вузов в России не было с 70-х годов. Сейчас уже реализуются 25 проектов (было три волны отбора) общей площадью более 3 млн квадратных метров. К 2036 году по поручению Президента будет создано всего 40 таких современных кампусов. Создан институт региональных руководителей по научно-технологическому развитию. Такие руководители определены уже в 82 субъектах. С помощью их поддержки формируется квалифицированный заказ региона на кадры и востребованные технологии. В прошлом году в рамках пилотного проекта 20 регионов-лидеров разработали проекты своих региональных программ научно-технологического развития, в которые входит как раз и подготовка кадров. 
  11. В сложившейся конъюнктуре рынка наиболее востребованными являются рабочие специальности и профессии. И становлению среднего профессионального образования способствует программа «Профессионалитет», в рамках которой в 81 регионе создано 493 кластера, к 2030 году их будет 940. 

Отдельно Дмитрий Николаевич отметил тему воспитания, “потому что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Это закреплено и в Конституции, и в указе № 309. Вы неоднократно говорили о роли воспитания детей в школе. Важно создать единую воспитательную среду. Сегодня советники по воспитанию назначены практически в 80 процентах школ, 100 процентах колледжей, в 90 процентах вузов определены проректоры по молодежной политике и многие другие очень важные вопросы воспитания решаются. У нас здесь присутствуют и представители Росмолодежи, им поручено проработать и внедрить единые подходы в межведомственное взаимодействие по вопросам воспитания наших детей.

Подводя итоги доклада, Заместитель Председателя Правительства заметил, что перечисленные темы являются ключевыми для системы образования, полностью соответствуют современным вызовам, и предложения, которые войдут в итоговое постановление «правительственного часа», будут на особом контроле правительства. 

После доклада Дмитрия Николаевич слово было предоставлено Лилии Салаватовне Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представителю в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, которая отметила, что на момент окончания доклада от сенаторов поступило 56 вопросов и 126 предложений. 

После плотной сессии вопросов от сенаторов (запись доступна на сайте Совета Федерации http://council.gov.ru/events/multimedia/video/337687/) Лилия Салаватовна отметила, что Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре совместно с Правительством подготовлен проект постановления по итогам «правительственного часа» и многие вопросы, из числа заданных сенаторами, уже нашли отражение в нем. 

Председательствующая на заседании Валентина Ивановна Матвиенко поставила на голосование представленный проект постановления Совета Федерации «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов», с результатом:

  • “За” 162 чел. 91,0%, 
  • “Против” 0 чел. 0,0%
  • “Воздержалось” 0 чел. 0,0%
  • Не голосовало 16 чел.

Решение было принято. 

Валентина Ивановна поблагодарила Дмитрия Николаевича за серьезную подготовку к «правительственному часу» и пожелала успехов. 

Автор: Александр Лебедев