«Синяя птица» как рождение чуда: МХАТовские традиции и секреты

Дата публикации: Понедельник, 20 января

Cамое интересное в театре всегда и везде — увидеть и почувствовать, как рождается спектакль. «Синяя птица» МХАТ с этой точки зрения еще волшебнее и интереснее — в этом спектакле рождаются актеры. По старой мхатовской традиции на старте сезона при сборе труппы новые актеры вливаются в коллектив именно через «Птицу» — а точнее, через роль «черного человека». Многие актеры проживают в спектакле несколько жизней, некоторые — так и остаются во всепоглощающей тьме. А некоторые — находят в себе самое главное: свет, верность, пластичность, любовь и «вырастают» в новые роли. Этакое чудо рождения нового и светлого из черноты ночи.

Тамара Миронова (Бабушка):

«Это мой любимый спектакль. Я в нем переиграла всё. Теперь вот играю бабушку, – замечательная роль. Она в раю, и дедушка тоже. Это удивительно. В раю я еще никого не играла, только на земле. Сказка замечательная – о добре, о любви. И Воду мне нравилось играть, и даже Черного человека. Нам было по 20 лет тогда. Маму мне нравилось играть. Но бабушку нравится больше всего! Она веселая, потому что уже в раю. Поэтому она веселая, счастливая, со своим дедушкой ждет внуков. Пришли – такая радость, что она их увидела! Я в это верю. Потому что это настоящее, потому что это – о любви. Это очень хорошая пьеса и очень хороший спектакль. И когда наш новый худрук еще и восстановил эту пьесу, – она стала еще живее, и ярче. А то мы немножко все уснули, а он нас приподнял».

Действительно, для детей это волшебная Рождественская сказка, а для взрослых – метафора о поиске счастья!

Спектакль поставлен в лучших традициях Станиславского, впервые зритель увидел «Синюю птицу» в 1908 году и с тех пор она не сходит со сцены. Представление не оставит равнодушным ни одного из зрителей, роскошные декорации, проникновенная музыка, яркие сказочные образы героев, эмоциональная, захватывающая игра актеров, и глубокий философский смысл делают этот спектакль масштабным и неповторимым. В 2019 году спектакль был практически рожден заново — постановку возродили с возвратом ранее купированных моментов, полным восстановлением «партитуры» спектакля, сцен, реквизита, костюмов, при этом смогли удачно встроить в спектакль возможности современных технологий мэппинга.

Новая постановка – это точная реконструкция легендарного спектакля «Синяя птица» самого Константина Станиславского. Режиссёры реконструкции – художественный руководитель театра Эдуард Бояков и заслуженная артистка России Наталья Пирогова.

Наталья Пирогова, заслуженная артистка России, режиссер реконструкции:

«С «Синей птицей» связана вся моя жизнь. Я закончила школу-студию МХАТ, и все мои педагоги разговаривали словами из «Синей птицы», поскольку сами они, точно также, когда приходили в театр, окунались в этот спектакль. Первое замечание, которое я услышала от своего педагога – «Поверни алмаз». И я поняла, что она имела ввиду. Нужно посмотреть на роль чуть-чуть под другим углом, чуть-чуть измениться. Взглянуть по-другому на обстоятельства, на партнеров, и поменяться самой, конечно. Когда я пришла в театр, я сразу получила роль – Митиль. Это был мой первый спектакль. Я его сыграла через неделю после того, как стала артисткой Художественного театра. Через некоторое время – Тильтиль. Вводила меня Анна Анатольевна Горюнова, которая была дочерью Веры Бевзиной, которая репетировала эту роль со Станиславским. Получается, что я получила эту роль из третьих рук. И сейчас моя самая главная задача – точно так же передать роль и спектакль следующим поколениям. Я считаю, что он будет вечным. Поэтому со мной теперь всегда синяя птица, которую мне подарили актеры, после того, как мы сделали реконструкцию спектакля. Это для меня очень-очень ценный подарок. Цель реконструкции — не сделать новый спектакль, а ближе подойти к старому. Потому что тот спектакль, который мы играем, – это прижизненная версия Станиславского. Это он сначала поставил «Птицу» в полном варианте, и потихонечку сокращал сцены. Пришли вот к такому 2-х часовому спектаклю. Чего были лишены советские дети? Во-первых, конечно, тогда никто не говорил о том, что это рождественская ночь. Им говорили, что это ночь — новогодняя. Кончено, никто не называл душу Света — Святой Девой, как сейчас мы говорим. У советских детей была блестящая возможность, не называя христианские ценности своими именами, все-таки задумываться о них. Я думаю, именно поэтому этот спектакль живет так долго. Он создан четырьмя гениями: гений Станиславского, гений Сулержицкого, гений Егорова, художника, и гений Сац, композитора. От этих четырех людей фактически идет направление всех видов искусства. Станиславский — это система Станиславского, театральное искусство. Егоров – это архитектура, театральные декорации. Сац – это целое направление музыкального театра. Сулержицкий – это театральный педагог и человек, который очень много внес духовного начала. Он был рядом со Станиславским. Сулержицкий поставил версию «Синей птицы» в Париже, по записям Станиславского. А сегодня я – Вода. Моя задача – рассказать деткам о мире, который вокруг нас. Обратить их внимание на шум травы, шум воды, солнечный свет. Заострить их внимание на том мире, который вокруг нас, и быть благодарным Богу за то, что мы видим этот мир».

История рассказывает о путешествии брата и сестры Митиль и Тильтиль в поисках синей птицы. С ними в дорогу отправляются души света, огня, воды, сахара, молока, хлеба, кота и собаки. В пути героев ждут приключения, встречи с умершими родственниками и тяжелые испытания. Им почти удается заполучить синюю птицу, но в последний момент она ускользает из их рук. Утром дети понимают, что это был всего лишь сон, а синяя птица, как это часто бывает, живет в их доме.

Постановка вызывает неизменный восторг у маленьких зрителей, а взрослых заставляет задуматься о глубоких философских вещах, заложенных в пьесе. Зритель покидает зал с одним желанием — вновь вернуться в стены легендарного МХАТА.

Прикоснуться к чуду «Синей птицы» можно 2, 9 и 23 февраля. Мы длинной вереницей…