Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин дал интервью газете «Тверская 13»

Дата публикации: Суббота, 10 февраля

Сегодня в рубрике «Правильный Вопрос» выдающийся дипломат Григорий Борисович Карасин дал интервью главному редактору газеты «Тверская 13» Заррине Карпач, в котором ответил на ряд волнующих вопросов, касающихся внешней политики. За 47 лет работы в Министерстве иностранных дел России Григорий Борисович сделал значительный вклад в укрепление дружественных связей нашей страны с другими государствами и развитие международного сотрудничества.

Григорий Карасин – высокопоставленный чиновник в области внешней политики. Он занимал должность Статс-секретаря и заместителя министра иностранных дел Российской Федерации с 2005 по 2019 год, имеет звание чрезвычайного и уполномоченного посла с 1995 года и является заслуженным работником Дипломатической службы России с 2004 года. С 2019 года Григорий Борисович Карасин занимает пост сенатора Российской Федерации. Является председателем Комитета Совета Федерации по международным делам. Его профессионализм, опыт и вклад в развитие российской дипломатии делают его одним из самых авторитетных специалистов в этой области.

Здравствуйте, Григорий Борисович!

– Заррина, здравствуйте!

За долгие годы работы в Министерстве иностранных дел вы застали разные эпохи формирования взаимоотношений России и Запада. На Ваших глазах происходили разные внешнеполитические процессы, оказывающие влияние на геополитический рост России.

– Наше поколение дипломатов пришло в МИД в начале 70-х. И воспитывали нас во многом работающие в системе Министерства иностранных дел СССР фронтовики, ветераны Великой Отечественной войны. Люди требовательные, в меру жесткие, но понимающие юмор, интеллектуально очень обогащенные опытом работы. Но спуск они нам не давали, поэтому все мы, поколение того периода, которое по-прежнему еще работает в Министерстве иностранных дел, к счастью, по-моему, для страны, воспитаны в жестких условиях профессиональной подготовки. Дипломаты начинали учить свою специальность с переводов, с проверки текстов, с навыков ведения беседы, причем беседы достаточно высокой профессиональной содержательности, интеллектуального содержания с тем, чтобы учиться убеждать и одновременно быть интересным собеседником, что тоже не менее трудно, потому что успех любой беседы, любого контакта зависит от твоей собственной привлекательности. Если эта привлекательность есть, значит, определенный задел того, чтобы получился какой-то результат, нужный тебе и твоей стране, уже как бы определен. Пройдя вот эту школу, начиная с самых низов, мы были когда-то дежурными референтами и переводчиками, потом первое звание атташе. Значит, мы были очень ответственны за то, что делаем, и с нас жестко спрашивали. Поэтому, когда мне говорят о том, как можно назвать нынешнюю дипломатическую службу страны, я, как правило, полушутя, полусерьезно называю ее «Громыкинско, Примаково-Лавровская» – вот та школа, которая сложилась. Это благо и Советского Союза было, и Российской Федерации, потому что все указания политического руководства эта служба очень качественно выполняет и выполняла. Какие наиболее важные черты дипломата, наверное, это прежде всего хорошее образование, интеллектуальная агрессивность, подчеркиваю, и как бы максимальное сосредоточение на том, чтобы добиться нужного результата в плане установления контактов, развития отношений. Ломать отношения, для этого большого интеллекта не надо. Как мы видим, сейчас происходит в мире с этими санкционными трюками и прочим. Для этого интеллекта не надо. Главное — поставить больных людей, в прямом и переносном смысле, они это быстро все сломают. Чтобы выстраивать отношения, для этого нужен запал. Нужны соответствующие данные не только целиком службы, но и конкретного человека, в данном случае руководителя дипломатического представительства, который организует эту работу. И у меня такое впечатление, что наши дипломатические службы отличаются позитивизмом. И всегда им отличалось. Во все времена, во все периоды. И сейчас мы продолжаем развивать отношения там, где у нас есть реальные возможности на позитиве развивать сотрудничество: экономические, социальные контакты, культурные; доказывать нашу правоту публично перед международными организациями, перед нашими партнерами. В общем, жизнь стала непростой, но от этого профессиональная служба только набирает темп и становится более крепкой, динамичной, собранной. Вы помните Горчаковскую? Сосредотачивается. Вот сосредоточенная дипслужба сейчас в России и есть.

Скажите, за долгий дипломатический путь практически в полвека, что было самым сложным для вас в работе в Министерстве иностранных дел?

– Научиться быть дипломатом. Это занимает годы. Для этого создана соответствующая лестница для молодых сотрудников, по которой ты должен подняться. Не все ее осваивают, кстати, эту лестницу. Очень часто люди уходят через 3–4 года после работы в системе МИДа. Но те, кто осваивает, идут дальше и образуют собой профессиональную семью, потому что, когда ты работаешь многие десятилетия в системе, ты знаешь людей, и все знают тебя. Не надо читать характеристики, не надо спрашивать мнения. Каждый человек на счету, он известен, все понимают его возможности от и до, и поэтому так проще руководить большим многотысячным коллективом.

Скажите, а как происходил процесс реформации взаимоотношений России и Запада после развала СССР?

– Ну, этот вопрос, скажу вам, непростой. Начнем с того, что в конце 80-х годов именно Запад приложил прямые усилия для того, чтобы развалить Советский Союз. Это было в период Михаила Сергеевича Горбачева, когда страна увлеклась ускорением, гласностью, перестройкой и так далее. И вдруг госпожа Тэтчер, ну и не только госпожа Тэтчер, поскольку я тогда занимался советско-британскими отношениями, увидела, что чрезмерная увлеченность быстрыми переменами, страсть к саморекламе нашего руководителя может быть использована для того, чтобы нанести соответствующий урон престижу и самому Советскому Союзу, что и было сделано. Значит, концепция перестройки всячески подогревалась. Запад играл в игру под названием общечеловеческие ценности, общеевропейские ценности, увлекая за собой такие фокусные группы молодежи на стажировке, создание неправительственных организаций у нас. И в результате своего добился. Советский Союз распался, образовались новые независимые государства, и потом 90-е годы. Эта игра продолжалась. Продолжалось настолько серьезно, что последние двадцать с лишним лет мы пытаемся осознать, что произошло, почему в таком состоянии находится страна, почему растет напряжение даже внутри постсоветского пространства. Это не зов истории, а целенаправленная методичная работа со странами к западу от России, с Кавказом, с Центральной Азией для того, чтобы навсегда расслоить постсоветское пространство на какие-то очаги собственных приоритетов, отличных от приоритетов взаимодействия с Российской Федерацией в рамках содружества Евразийского экономического союза, и в рамках организации договора о коллективной безопасности, словом, эта борьба продолжается. Более того, она не только продолжается, она нарастает, потому что тот санкционный режим, который введен против нашей Родины, активно используется для давления на наших соседей, близких нам по истории и советскому прошлому стран в Центральной Азии. Возьмите вы Армению, Молдавию, Грузию. Это все такие площадки для политических провокаций игры, которые Запад по-прежнему использует. Постепенно это начинает понимать политическая элита этих стран. Но игра зашла слишком далеко, и надо принимать меры для того, чтобы она не окончилась трагедией, как это произошло на Украине, которая, и это очевидно, превращена в плацдарм военно-политической конфронтации с Россией руками украинцев, за счет жизни украинцев. И это все продолжается. Об этом можно много говорить, но это зашло слишком далеко и приобрело глобальные масштабы. Дипломатическая служба страны выстояла, она продолжает работать в очень сложных условиях. В большинстве западных стран наших послов и дипломатов не принимают. Они вынуждены общаться через СМИ со стороной пребывания, да и не все СМИ осмеливаются брать интервью у послов России в Европе и не только в Европе. В общем, творческая, напряжённая, мужская, я ни в коим образом не сексист, она и женская тоже, но работа по отстаиванию интересов своей Родины. И тут дипломатическая служба проявляет свой характер.

В Министерстве иностранных дел есть очень яркий представитель женской дипломатии Мария Владимировна Захарова, которая на своей должности просто прекрасна. Она умеет из любой ситуации выйти правильно, красиво и с уважением ко всем.

– Хорошо, чтобы это поняли западные партнеры, потому что, по-моему, Марию склоняют все наши враги, причем не выбирая выражений. Но это делает ей честь. Она соблюдает такую выдержку временами и всегда попадает в цель. Мы все желаем ей только добра и неугасимой энергии.

Теперь немножко о хорошем. А какое у вас самое яркое воспоминание о работе в министерстве? Может быть, случай какой-то произошел, событие?

– Первый случай, который мне пришел на ум – конец 80-х годов, Лондон. Я работаю в посольстве СССР в качестве советника, и посол Замятин Леонид Митрофанович направляет меня на прием в Сандрингем, есть такое место под Лондоном. Это усадьба-особняк королевской семьи. Там походили проводы полярников, которые уезжали к нам на Северный полюс. Небольшая группа людей, человек семь. Но поскольку принц Чарльз, теперь король Карл III, является патроном этой экспедиции, меня приглашают, я приезжаю туда. Беседа с полярниками, принцем Чарльзом. Потом Чарльз берет осторожно меня за локоть и говорит, Григорий, давай отойдем в другую комнату. Мы уходим, и он говорит мне следующее. Мы в последние годы, у нас перестройка в стране идет, с семьей, вместе с ее величеством, мамой, матерью королевой, смотрим новости из Советского Союза. Мы никак не можем понять, мы многое понимаем, но мы никак не можем понять, зачем вам колхозы? Ну, я ему объясняю, как учили, что есть коллективная форма хозяйствования, так сказать, это у нас уже идет многие десятилетия, развивается, колхоз, колхозы, совхозы. Вечер заканчивается, я возвращаюсь в Лондон. На следующее проходит совещание у посла, я потом остаюсь на минуту, чтобы просто информировать Леонида Митрофановича о состоявшейся беседе, все-таки наследный принц. И рассказываю ему всю эту историю. Замятин встает из-за стола и говорит: «Немедленно садись и все, что ты мне рассказал, пиши на бумаге. Мы отправим это срочной телеграммой в Москву».

Ну, начальник говорит, естественно, я сел, написал телеграмму, она была отправлена в Москву. Проходит четыре или пять месяцев, приезжает какая-то высокопоставленная делегация из Москвы, в ней помощник генерального секретаря Черняев Анатолий Сергеевич. Встречая его на аэродроме и беседуя с ним, я спрашиваю, слушайте, а вот там была такая странная телеграмма по поводу колхозов. Вы ее сами читали? «Григорий, эту телеграмму обсуждали на заседании Политбюро».

Вот вам один эпизод. Действительно, это любопытно, потому что в этом выверте чувствуется интерес к нашей внутренней жизни со стороны королевы и со стороны королевской семьи, а значит, со стороны всех окружающих столиц.

Скажите, пожалуйста, удалось ли участникам объединения найти пути и механизмы для создания альтернативной платёжной системы, не зависящей от США и их союзников?

– Вопрос абсолютно правильный, своевременный. Я бы начал с того, что эта организация как таковая появилась сравнительно давно, где-то в 2009 году. Сначала это была пятерка, сейчас это уже оформляющаяся десятка. Что характерно, БРИКС расширяется, и в этом году Россия является председателем этой организации. БРИКС расширяется и превращается в такое единение, такую общность, которая не связана с жесткими регламентами какими-то, опоясывающими договоренностями, что кто должен делать в современной обстановке, каковы должны быть позиции по тем или иным вопросам, включая, кстати говоря, экономические, финансовые, валютные дела. Это очень свободный демократический обмен мнениями между мировым большинством, о том, как дальше строить отношения в мире, каким образом выползать из тех проблем, которые создали любители санкций, принимающие пакет за пакетом и, так сказать, обкладывающие все новыми сложностями мирового развития. На днях прошла встреча «Шерп» этой организации, здесь у нас, в Москве. Мы, парламентарии, планируем провести парламентский форум в Санкт-Петербурге. Он планируется на июль месяц, а потом уже где-то осенью в октябре соберется саммит БРИКС, приедут руководители всех государств. Такой поэтапный подход к работе, по-моему, оправдан, потому что мир вокруг нас не стоит на месте, проблемы нарастают, где-то они решаются, но мы хотим чувствовать мнение каждого из государств БРИКС, держать руку на пульсе и проводить мероприятия достаточно последовательно, динамично. Где-то в апреле мы планируем пригласить к нам в страну, и уже приглашения пошли, моих коллег, председателей комитетов по международным делам из соответствующих стран, парламентов. Это будет первое такое прикидочное обсуждение возникающих проблем.

Я, честно говоря, с оптимизмом смотрю на БРИКС. Я считаю, что нам не надо торопиться с каким-то формальным, жестким, оформлением этой организации, там устав, какие-то декларации, какие-то обязанности и прочее. На этом этапе важно показать всем нам внутри БРИКС, что мы уважаем друг друга. Мы с пониманием относимся к проблемам, которые сейчас существуют, и готовы совместно обсуждать движение вперед. На этом этапе, я думаю, этого достаточно, и это уже будет очень неплохим результатом. Но по мере продвижения вперед самой организации БРИКС, конечно, появятся уже какие-то более устойчивые структурные заключения о том, как в какой сфере, в том числе банковской, финансовой, социальной, культурной, как двигаться. Поэтому нынешний год станет одним из определяющих, на мой взгляд. Будем ради этого работать с нашими коллегами, поддерживать контакт и обсуждать все проблемы.

А может ли в дальнейшем быть введена единая валюта в странах-участницах БРИКС?

– Ничего невозможного нет. Все это может быть, но это не ближайший этап развития этого объединения. Сейчас мы думаем о том, как нам создать платежные системы, которые были бы неуязвимы с точки зрения наших политико-экономических оппонентов, я имею в виду, как уйти от доллара и от других валют, фунта, стерлингов, и более понятно расплачиваться, допустим, рубль, юань и другие валюты мирового большинства. Работа над этим ведется, над этим активно работает Евразийский экономический союз, который как ядро воспринимается и в контексте БРИКС, потому что это уже действующая организация, в которой мы участвуем. Значит, то же самое свойственно и Шанхайской организации сотрудничества. Это как бы по другую сторону конфронтации, понимаете? С одной стороны, обезумевшие, люди типа Борреля и других, с другой стороны, думающие люди, которые хотят спокойствия, решения проблем и так далее. Не хочу ничего предсказывать, но мне кажется, что скоро все-таки водораздел пройдет, и здравый смысл должен вернуться в международные дела.

Если рассматривать такую дальнейшую перспективу, очень интересно, как удастся решить глобальную экономическую разницу между странами-участницами БРИКС в случае введения единой валюты?

– Ну для этого организация и создана, чтобы понять, как подровнять экономику и социальное развитие государств приблизительно, выведя его на какую-то срединную линию, приемлемую для всех. Каким образом это будет решаться? Открытый вопрос. Сейчас бессмысленно об этом говорить. Для этого сначала мы должны поработать, что называется, на приземленном уровне. Потом вынести это на суждение десятки лидеров, которые приедут к нам в Казань в октябре. Но даже там предвидеть, что все вопросы будут волшебным образом решены, не стоит. Должно пройти время, должны пройти годы. Мы должны присмотреться к определенным наработкам друг друга и принять соответствующее решение. Практика покажет и решит все.

Скажите, пожалуйста, ваше мнение относительно украинского народа и его будущего после целенаправленной политики этноцида, проводимой киевским режимом? Я имею в виду намеренное искажение исторических фактов, замена культурных ценностей, перенос православных государственных праздников в угоду западным союзникам.

– Это сложный и трагичный вопрос. Украина, украинцы – это близкий нам народ. Это первое. И он всегда останется близким нам народом. Но то, что на протяжении долгих десятилетий вынашивали наши политические противники, прежде всего Вашингтон и Западная Европа, к несчастью для нашего украинского соседа, сбылось. Они превратили всю украинскую политику, развернули против соседа, против Российской Федерации и превратили, как я уже сказал, всю эту страну в такой военно-политический плацдарм, который угрожает нашей собственной безопасности, причем безопасности не в повседневном смысле этого слова, а стратегической безопасности, то есть существованию Российской Федерации. Очень многие люди говорят сейчас о том, что грубейшей стратегической ошибкой Запада было решение о расширении НАТО на Восток после крушения Советского Союза. В то время были неосторожные заявления и с нашей стороны, я имею в виду со стороны представителей Российской Федерации, не будем на этом останавливаться, но принять решение и двинуть военно-политические структуры к границам России. Мы этого никогда не примем, никогда с этим не смиримся и всегда будем этому противостоять. Это должно быть понятно. Значит, у нас есть исторический опыт, мы великая держава. Мы переносили подобные агрессивные намерения наших западных европейских и американских друзей в прошлом. Вспомним события 20-х лет прошлого столетия и так далее. Историю возникновения и развязывания Второй мировой войны. Это должно быть понятно на Западе. Украина, она никуда не денется, она всегда останется нашим соседом. И, значит, к народу украинскому у нас самые добрые чувства. Мы не можем смириться с тем, что кровью украинцев, их жизнями, НАТО и Вашингтон пытаются решить свои совершенно непонятные нам какие-то бредовые геополитические задачи.

Да, как раз именно о бредовых задачах, совсем недавно, 22 января, президент Украины Владимир Зеленский подписал указ об исторически населенных украинцами территориях Российской Федерации. Там он прописал Краснодарский край, Воронежскую, Белгородскую, Брянскую, Курскую и Ростовскую области.

– А Байкал там не фигурирует?

Нет, Байкала не было.

Это можно расставить как прямые претензии на российские территории, о которых предупреждал Владимир Путин в своем обращении к нации 21 февраля 2022 года?

– Я не знаю, прозвучит ли это грубо, но это пример политической шизофрении. Это политическое безумие, которое в устах вот этого временного руководителя, и как его лучше назвать, главаря майданной группы, которая сейчас правит в Киеве, звучит просто, как вам сказать, грустно для нормально образованного, думающего человека. Я даже и комментировать бы это не стал, потому что это все болтовня. Болтовня, которая рассчитана на угар украинского национализма внутри страны. Но мне кажется, что и он угасает, и мне почему-то представляется, что 70%, а может быть и больше украинского населения сегодня просто находится в состоянии такого изумления и запуганности, не понимая, что произойдет с их страной дальше. Если кто-то оспорит это, я готов свои аргументы развить дальше. Но вы понимаете, это ужасное состояние, когда ездит группа так называемых руководителей Украины по миру, просит, клянчит везде оружие, деньги, новые санкции против России и так далее, а потом приезжает и клянчит дальше. У них нет будущего.

У них нет будущего, и я боюсь, что и украинское население тоже это хорошо понимает, поэтому там, возможно, резкие изменения и приход совершенно других политических сил. Хотелось бы, чтобы это обошлось без Майдана, но если даже это будет где-то там на площадях или уличных шествиях, это тоже нельзя исключать. Они дошли до края, дальше пропасть. Посмотрим, как долго они у этого края будут стоять.

Как реагировать на возрождение нацизма во многих европейских государствах? В Европе не стесняясь устраивают факельные шествия в честь героев фашизма. Например, в Италии недавно прошло подобное мероприятие. Где мировое сообщество? Почему объединения, которые призваны осуждать любое проявление нацизма, молчат, закрывают глаза, нет никаких осуждений этих действий?

– Если, одним словом, назвать те процессы, которые свойственны сейчас политическим, социальным и гуманитарным в Европе, то, наверное, ключевым словом, можно избрать слово «деградация». Деградация по всем направлениям. Это и ЛГБТ, и однополые браки, масса какого-то идиотизма, придуманного в плане образования. Поэтому неудивительно, что там какие-то люди с факелами ходят, выкрикивают нацистские лозунги и так далее. И это очень опасное явление для самих европейских стран. Нас уже этим трудно запугать, потому что мы видели разную Европу и видим ее сейчас. Враждебной, пытающейся сломать Россию через колено. Мы понимаем, что этого не произойдет, но вот что они делают с собой, это трудно предсказать, потому что американцы, похоже, заинтересованы в том, чтобы намного ниже поставить Европу в нынешней системе координат. И им пока это удается делать.

Санкции помогли разрушить европейскую экономику и промышленность. Европа не может производить продукцию при таких ценах на энергоресурсы. Европейские страны больше не конкурентоспособные. Сейчас все производство потихонечку переносится в США. Европа покупает газ втридорога у США. И что теперь производить на эти деньги? Европа потеряла свою конкурентоспособность.

– Я с вами согласен. Это все делается намеренно, и Европа, к сожалению, потеряла собственный драйв, если вы понимаете, о чем я говорю. Она потерялась, она следует вслед за Вашингтоном во всех делах. Там кто-то пытается, где-то Виктор Орбан встает на дыбы, где-то Словакия. Это очень важные моменты, такие симптомы, которые приведут к тому, что протестные настроения всему этому безобразию будут нарастать в ближайшее время, я не исключаю, что уже в этом году. Людям надоело работать на углубление, как бы противостояние. Им хочется жить в нормальном обществе, получать все то, что они должны получать в цивилизованной атмосфере отношений межгосударственных. Этого пока нет.

Сейчас вы занимаете пост председателя Комитета Совета Федерации по международным делам. Скажите, чего удалось добиться за прошлый год, и какие цели и задачи комитет ставит на 2024 год?

– Я не буду цитировать там какие-то цифры, количество заседаний и так далее. Главная цель. Парламентские структуры России существуют для того, во внешней политике я имею в виду, Комитет по международным делам, который есть и в Государственной Думе, прежде всего для того, чтобы помогать государству законотворчески, значит, оформлять новые моменты во внешней политике, обеспечивать государство структурно, законами, которые позволяют решать те вопросы, которые всей России надо решить. Это первое. Второе — мы развиваем межпарламентские контакты с теми людьми, кто хочет с нами контактировать.

У нас это получается практически со всем миром: и с Азией, Китаем, Индией, и с Африкой сейчас очень активно идут контакты, с Латинской Америкой, с Ближним Востоком. И не случайно, кстати, из пятерых новых членов БРИКС, о которых мы с вами говорили, там же Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия, Египет – это все страны, как раз относящиеся к этой региональной группе. Это занимает время. Не надо забывать, что страны, о которых я говорю, они тоже действуют под прессингом Запада, на них давят, им пытаются запретить, им пытаются перекрыть кран, но они тем не менее выползают из этой такой нелегкой ситуации, контактируют, приезжают к нам, мы приезжаем к ним. То есть задача парламентариев максимально создать атмосферу благоприятную нашей Родине со стороны парламентов других государств. Но есть организации, которые полностью захвачены западниками. Это Совет Европы. Значит, парламентская ассамблея Совета Европы – это ОБСЕ и его парламентская ассамблея и так далее. Туда мы не ездим, потому что там это все превращается просто в такой запланированный скандал, грязный, с руганью и так далее. Мы участвовали во всех этих мероприятиях, мы понимаем, что они бессмысленны в этой ситуации, но готовы возобновить свое участие, как только ситуация там станет цивилизованной. Кроме того, мы, естественно, представляем регионы России. Каждая из нас делегирован из соответствующего региона, представляет регион. Например, я как сенатор от Сахалинской области, поэтому моя задача, бывать на Сахалине, рассказывать о нашей внешней политике, ну и участвовать в строительстве определенных объектов, которые сейчас идут на Сахалине, включая строительство жилья, дорог, взлетно-посадочной полосы, портов. Мы работаем в тесном контакте с губернатором. Все то же самое делают другие сенаторы. Поэтому мы как бы такая скрепа, что ли, регионов России в одной палате. Государственная Дума – имеет другие задачи, они там партийные, представительства и так далее, а мы здесь – это палата регионов. И несмотря на то, членом комитета какого ты являешься по внутренним делам, по социальной политике никто не снимает с тебя обязанности отвечать за свой собственный субъект федерации, в данном случае за Сахалинскую область. Поэтому, мне кажется, это тоже важно. Это показывает заботу руководства страны о регионах и воспринимает тебя как представителя, который находится здесь, рядом в Москве, с которым всегда можно обсудить, проговорить возникающие вопросы. Вот так и будем работать.

На днях президент Владимир Путин подписал указ о выделении средств на поиски недвижимости за рубежом Российской империи и СССР, а также на оформление и юридическую защиту. Скажите, пожалуйста, не все понимают, о какой недвижимости идет речь в данном случае?

– Нет, ну это надо все, естественно, систематизировать после распоряжения президента, сделать инвентаризацию, что у нас есть за рубежом. У нас за рубежом достаточно много и недвижимости, и, кстати говоря, по недвижимости, прямо скажем, большинство наших посольств находится в домах, которые принадлежат Российской Федерации. Не во всех странах, но в большинстве это дома, которые принадлежат России. Это картинные коллекции, которые принадлежали русским людям, прежних поколений, которые находятся за пределами России. То есть это громадная работа, которой надо заниматься. Но в целом направление абсолютно адекватное, справедливое, своевременное. И начинать надо с систематизации всего, что у нас есть. Я убежден, что все там почти готово. Приступим к этой работе.

Спасибо. Как раз теперь стало понятно.

– Лучше обратите внимание на то, как западные страны сейчас приняли очень циничные решения отдать, те доходы, которые идут на активы российских компаний, просто россиян, отдать Украине. То есть это опять очень хитрая схема, когда активы они не трогают, но доходы, которые поступают на активы, они отдают Украине. Это полностью незаконная вещь. Какое-то новое и довольно уродливое слово вообще в международной практике. Как с этим мириться? Кому втолковать, что это абсолютное бесправие и это приведет потом к коллапсу? Но никто не слушает, никто не спрашивает. Люди зациклены на вот этой политической игре, военно-политической игре. Но ничего, я думаю, мы с этим тоже справимся.

А какие перспективы для России вы видите в странах Латинской Америки?

– Все перспективы мы там видим. Мы хорошо общаемся с Латинской Америкой. У нас великолепные показатели за последний год импортно-экспортных операций. В странах Латинской Америки помнят очень хорошо роль Советского Союза. Я уж не говорю про Кубу, где вообще поколение советских людей выросло под лозунгом «Cuba Si, Cuba Si, Cuba Si, Yangui No» Я вырос на этом. Поэтому контакты получаются, носят очень интересный характер. Где-то создаются центры культуры, где-то мы восстанавливаем или заново делаем музеи русского искусства. Самое главное, конечно, это экономические контакты. У нас появились сейчас возможности, в силу сокращения товарных отношений с Европой и Соединёнными Штатами, предложить определённые выгодные сделки Латинской Америки. Я думаю, что впереди хорошее будущее.

Скажите возможно размещение военных российских баз в какой-то из стран Латинской Америки?

– Это не приоритет. Такая возможность гипотетически, может касаться только ситуаций, в которых мы будем видеть безвыходное положение. Россия никогда не была агрессором и никогда не пыталась заняться военной экспансией в других регионах. Мы сугубо ответственно относимся к военной сфере. Мы хотим, прежде всего, оградить собственную Родину от приближения различных недружественных военно-политических блоков и сил. Распространение военного потенциала России в Латинскую Америку, таких планов у нас нет.

Скажите, пожалуйста, ваше мнение о палестино-израильском конфликте. Насколько опасна дальнейшая эскалация на Ближнем Востоке? Для каких государств могут быть наиболее опасные последствия при расширении военного конфликта?

– На самом деле, ближневосточный конфликт не вчера родился. Мы хорошо знаем его историю. И конечно же, то, что произошло 7 октября, это трагедия, безусловно. И мы сразу дали этому свою оценку. Но то, что началось после, 7 октября в Газе, это масштабная военная акция с колоссальным кровопролитием. Допустить такое нельзя. И поэтому сейчас, если говорить кратко, позиция России сводится к тому, чтобы максимально способствовать, во-первых, прекращению кровопролития, во-вторых, сделать все возможное, чтобы как можно скорее было образовано наряду с еврейским государством Израилем палестинское государство. Это просто сказать, но намного сложнее сделать. Я думаю, что с этим никто не будет спорить, но темпы и методика вот этих вот шагов в направлении этой цели, она, конечно, потребует значительных усилий международного сообщества.

На протяжении 70 лет Палестине обещают свою независимость, чтобы они стали отдельным субъектом. Кто вмешивается в это?

– Мы должны понимать, что это очень непростой вопрос. И когда было принято решение об образовании государства Израиль и последующие годы, и войны, которые там происходили начиная с 70-х годов. Вопрос непростой, но здесь международное сообщество должно договориться, скорее всего, в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, сначала Совет Безопасности ООН. К этому прилагает силы генеральный секретарь ООН, насколько я знаю. Мы тоже вносим свой вклад, мы хотели бы, чтобы более ответственно к этому подходили американские власти, и американский госдепартамент, и Европа, потому что пока они как-то стеснительно говорят о трагедии на Ближнем Востоке, не требуют немедленного кровопролития, выжидают чего-то, видимо, выжидают окончательного решения. Относительно вопроса с Газой Российская Федерация не уйдет от принципиальной позиции неприемлемости кровопролития.

И в завершение нашей интересной беседы скажите, какую работу надо провести с молодым поколением России для пробуждения патриотизма и любви к нашей стране после целенаправленного искажения ценностей путем западных манипуляций, методик и в том числе в социальных сетях?

– Мне кажется, всё, что делается сейчас, делается абсолютно правильно в плане движения первых. Вот буквально вчера выступление нашего президента, работа с молодёжью, проведение форумов – это всё важно. Но особое внимание надо обратить на воспитание детей в семьях, потому что патриоты воспитываются в школах, но до прихода в школу и во время учебы в школе они воспитываются в семье. В своей собственной семье. Папа, мама, братья, сестры. Вот это первичная ячейка российского патриотизма. И мы должны делать все возможное, это делает сейчас, Владимир Владимирович Путин, идя на определенные расширения возможностей многодетным семьям. Наряду с высшим руководством страны это должна делать каждая семья, потому что именно в семье воспитывается природа человека. Мы все родом от папы, мамы, дедушки и бабушки. И вот дедушки и бабушки, и папы, и мамы должны сделать все, чтобы у них и росли и девочки, и мальчики, которые любят свою Родину и за неё готовы отдать жизнь. Когда мы достигнем этой ситуации, всё станет в логическую линейку. У нас всегда так и было, кстати. Просто пошатнулось немножко лет тридцать назад.

Благодарю вас за то, что вы смогли найти время в своем плотном графике для того, чтобы ответить на наши вопросы. Очень надеемся увидеться с вами еще раз.