Михаилу Афанасьевичу с любовью…

Дата публикации: Пятница, 17 января

Спектакль «Зойкина квартира» — яркий пример мастерства Булгакова-драматурга — вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького обновленным

Ходить в театр сейчас престижно: из элитарного искусства «для немногих» храм Мельпомены превратился в модное развлечение для образованного большинства. Почувствовав этот тренд, ряд режиссёров, не стесняясь памяти великих классиков литературы, по произведениям которых делается постановка, ставят в прямом смысле слова с ног на голову и героев, и суть, и предлагаемые обстоятельства. Преподнося всё это как новое нестандартное веяние и поиск новых смыслов. И называют издевательство над классикой звучным словом “эксперимент”. И лишь немногие умудряются сохранить дух классики, при этом делая ее живой, современной и понятной. В МХАТ им. М. Горького — именно так.

Александр Удалов (Ванечка):

Это же театр. Потому всё немного условно. У меня вообще часть действия по моей роли происходит в коробке! Но и в этом есть свои эффекты и своя магия сцены. Я очень рад, что являюсь частью этого спектакля. Ему очень много лет. В этом спектакле заняты ведущие артисты нашего театра, у которых не зазорно учиться и учиться. Мне очень интересно наблюдать за стилем этого спектакля из-за кулис в тех сценах, в которых я не занят. Комедийно-фарсовый жанр спектакля — это один из самых сложных, на мой взгляд.

Тем радостней от того, что действие, которое началось после того, как открылся занавес со знакомой и многими любимой МХАТовской чайкой, было проникнуто истинным духом времени, а герои живут и чувствуют “по-булгаковски”. Со всем присущим мастеру тонким чувствованием, иронией и многослойностью прочтения.

Среди комедий «Зойкина квартира» — любимое детище Булгакова. В ней много перекличек с его юмористическими рассказами 20-х годов и сатирическим пластом романа «Мастер и Маргарита». Аллюзии легко заметить всем, кто любит творчество Михаила Афанасьевича. К примеру кузен-администратор, авантюрист и мошенник Аметистов (его прекрасно воплотил заслуженный артист России Сергей Габриэлян) является к Зойке с портретиком на шее, который считает своей охранной грамотой на протяжении своего пути. Чем не иконка, которую пришпилил себе Ванечка Бездомный? Кстати, по темпераменту эти герои тоже немного похожи. Дворянин Павел Абольянинов (блистательно воплощённый на сцене народным артистом России Валентином Клементьевым) — белая ворона среди дельцов, прекрасно освоившихся в нэпмановских мошеннических схемах, ищущий спасение в наркотическом дурмане — чем не отсылка к булгаковскому “Морфию”?

Заслуженный артист России Сергей Габриэлян (Аметистов):

Булгаков — гений! Остап Бендер — ребёнок по сравнению с Аметистовым. Сейчас этих Аметистовых пруд пруди. В каждом коллективе есть свой Аметистов. У Аметистова есть портрет политического представителя власти, который он носит у себя на груди, показывая по любому поводу. Граф его спрашивает — зачем этот портрет? А он говорит — ну, плацкарту взять без очереди… Таких шустряков во все времена хватало.

Стоит немного сказать об истории появления спектакля. «Зойкина квартира» МХАТ им. М. Горького – одна из первых режиссерских работ великолепной Татьяны Васильевны Дорониной. Она же, поставив спектакль, сыграла пройдоху-Зойку, заглавную роль, на которую как на основание пирамидки нанизываются и все действия, и все остальные персонажи, и вся суть. Премьерный спектакль был сыгран в 1989 году, получив прекрасные отзывы критиков, любовь зрителей и огромный успех. А потом забытьё на долгие три десятилетия, хотя «Зойкина квартира» всегда числилась в репертуаре театра. Совсем недавно спектакль вновь вернулся на сцену, восстановленный народными артистами России Валентином Клементьевым и Михаилом Кабановым. К огромной радости зрителей, скучавших по пьесе.

Лариса Голубина (Зоя):

В нашей стране эта постановка актуальна всегда. Её неплохо показать и на гастролях за границей. И потом — Зойка посмела вон что в то время, а мы “посмели” поставить спектакль! Моя роль о внутренней женской силе, которая превосходит порой политические, материальные обстоятельства.

Булгаков не был драматургом в полном смысле слова, потому особенно дорожил своей пьесой. Жанр «Зойкиной квартиры» он определил как трагический фарс. Как верно удалось показать мотив, прописанный Булгаковым, — всеобщего переодевания, бесконечной смены личин, непрекращающейся трансформации. Показательная мастерская – ателье – публичный дом. Комиссия Наркомпроса – муровцы, прачечная – лавка наркотиков, оборотень Херувим. Мысль, заложенная автором про то, как цепляется всеми когтями-крючками и псевдошвейными иголками старое, не желая сметаться социальными преобразованиями поразительно точно отображена на сцене МХАТ им. М. Горького.

Народный артист России Михаил Кабанов (Гусь-Хрустальный):

30 лет спектакль идёт с неизменным успехом. НЭП — это своего рода перестройка. Абсолютные ассоциации с горбачёвским временем, все эти рынки… Кухарки, которые ринулись шить себе новые платья, всё это ворьё, которое наполнило города. Булгаков настолько точно, мудро и образно написал всех этих персонажей, они имеют такую хорошую человеческую и художественную базу, что они будут интересны всегда. Сколько бы мы ни играли эту пьесу.

Режиссёры не ставили задачу “осовременивать” спектакль. Просто тандем мастерства Булгакова и режиссёров спектакля сделали так, что каждое слово — актуально, каждый жест — оправдан, каждая реплика — на своём месте и в своё время. И в прямом и в переносном смысле. Этот спектакль — вне времени, потому что мастерский. И чтит дань традиций настоящего классического театра!