И тут я увлекся! МХАТ им. М .Горького — о нестареющей истории городского пройдохи

Дата публикации: Понедельник, 13 января

Уже второе столетие комедия «На всякого мудреца довольно простоты» остается актуальной. Нестареющая история молодого человека, решившего любой ценой добиться успеха, в Московском Художественном театре впервые появилась в постановке В.И. Немировича-Данченко и В.В. Лужского в 1910 году. Нынешняя трактовка народного артиста России В.М. Бейлиса – красочное, увлекательное и заставляющее задуматься зрелище.

Главная тема – слом общественных принципов, что неизбежно, когда рушатся устои, исследование пределов и границ возможного для человека в погоне за успехом и признанием.

Это и конфликт поколений, в котором молодые всегда считают старших неправыми, а старшие неготовы к честному диалогу. Но и тем, и другим свойственные одни и те же пороки.

На себя поворотитесь!

Характер персонажей в игре актеров подан ярко, порою гротескно. Даже сами фамилии героев отражают их черты — например, Глумов, тот самый молодой человек в гонке за успехом невзирающий ни на какие нормы и приличия, да еще и записывающий свои меткие наблюдения в тайный дневничок. Так бы и продолжал Глумов свою игру на доверии, если б рано или поздно дневничок не разоблачил его. Это единственный свидетель холодной расчетливости и сдержанности чувств внешне такого горячего и пылкого Глумова. Не напоминает ли история некоторые поступки современных горе-блогеров или скороспелых звезд? Еще как. Люди — во все времена одни и те же.

Ловкий манипулятор Глумов обаятельно использует окружающих в собственных интересах, и начинает верить в свою безнаказанность. И постепенно та «гниль», которую он видит в окружающих, окутывает и его своими спорами.

Заслуженный артист России Сергей Габриэлян, исполнитель роли Крутицкого, считает, что это произведение — особенное для МХАТ:

«Более 150 лет пьесе, и она остро актуальна. Тут огромное поле для фантазии артиста. И какие люди играли мою роль, например — Прудкин, Зимин, я эти спектакли видел! Это прекрасно. А мой герой, как мне кажется, отнюдь не дурачок, как привыкли считать, он очень жизнедеятельный, въедливый (в этом мы похожи), как он говорит — хватит писать, пора делать! Он все понимает, он первым чувствует нутро Глумова и именно он в финале говорит, что наказать-то Глумова надо, но потом и приласкать, человек-то он, мол, дельный!»

И правда — Глумов для них проводник в новый мир, где все — дельцы.

Польстить немного можно, а много льстить — нехорошо!

Спектакль полон юмора и острых ситуаций, иронии и улыбок, но за этим смехом — слезы обманутых и неожиданное осознание, как много фальши вокруг и внутри нас самих. И над этим стоит поразмыслить, к чему и ведет русский психологический театр, традиции которого свято чтит современный и открытый всем МХАТ им. М. Горького.

Николай Коротаев, чья роль Глумова особо отмечена зрителями как яркая и эмоциональная, говорит:

«Это прекрасная фарсовая история, вроде все вымысел, и вроде все про жизнь. Мы таких людей встречаем везде и всегда. Каждый из нас немного Глумов. У каждого свое, каждый добивается своих целей, но какими путями, это другой вопрос. Глумов уверен, что надо льстить грубо и беспардонно, а все, что ему нужно, он четко обозначает — теплое место, богатая невеста и все. Главный его провал с дневником, который вышел в люди и обрушил его восхождение — это он, по его же словам, увлекся. Он увидел всю эту реальность, и его гениальная схема прекрасно работала, но где-то не просчитал. Споткнудся на женщине. Как люди реагируют на спектакль? Не исключу, что кто-то скажет, так и надо жить, вот же только так и надо, а кто-то скажет — не могу, не мое. Разные мы все, об этом и пьеса».

Про людей и про чиновников

Впрочем, надо отдать должное, пусть мы и разные, но все одинаково задорно смеялись по ходу спектакля, не уставая узнавать в постановке свое, родное, современное. Чего только стоит «Да кому нужны эти идеи. А вот слова, фразы»!» или «Ничего не изменилось. Тонны бумаг!»

В отзывах зрители много говорят не только о том, что спектакль МХАТ это прекрасная версия живой и понятной классики, но и о том, что надо бы нашим чиновникам ее в обязательном порядке смотреть. Ну а вдруг поможет?

Ближайшие спектакли 16 и 25 января и 15 февраля