10 февраля 2022 г. на площадке Московской торгово-промышленной палаты состоялся круглый стол Гильдии НСБ МТПП совместно с Ассоциацией предприятий технических средств безопасности, Комиссией РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности, Координационного совета НСБ России на тему «Защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса в сфере обслуживания технических средств безопасности многоквартирных жилых домов». На мероприятии присутствовали представители Комитета ГД РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Федеральной антимонопольной службы России, МЧС России, представители профессионального сообщества предпринимателей негосударственной сферы безопасности.

Открывая заседание, Председатель Гильдии НСБ МТПП, заместитель председателя КС НСБ России Дмитрий Галочкин задал общий тон и направление дискуссии:

− Свобода экономической деятельности является основополагающим принципом рыночной экономики, непременным условием ее роста и развития. Без нее невозможно функционирование механизмов хозяйственной инициативы, конкуренции и, в целом, развитие предпринимательства, а значит, рыночной экономики и гражданского общества. Формирование основ цивилизованного рынка опирается на все заинтересованные стороны: государство, общество, бизнес. Вопросы технической защищённости многоквартирных домов всегда стоят в приоритете отрасли технических средств безопасности. Предприятия отрасли вписаны в экономическую систему и города, и государства. Домофон становится частью цифровой инфраструктуры мегаполисов. Отрасль живёт за счёт предоставления качественных услуг населению, при этом постоянно инвестирует свои средства в модернизацию оборудования, что не всегда выгодно, так как вкладывать деньги в бизнес, который на сегодня находится в непонятной подведомственности, экономически нецелесообразно.

Практика показывает, что на протяжении последних пяти-шести лет сложилась ситуация, при которой эта сфера бизнеса оказалась незащищённой. Малый и средний бизнес в данном сегменте рынка можно назвать специализированной корпорацией, отвечающей по всем признакам профессиональному сообществу узко специальной отрасли технических средств обеспечения безопасности. В правовом отношении любому профессиональному сообществу должны соответствовать специальные нормы в сфере оказания услуг, в том числе в связи с обслуживанием оборудования запирающих устройств, домофонов и других систем безопасности жилищного фонда. На сегодняшний день таких норм нет, чтó не позволяет защищать интересы бизнеса в полном объёме. Об этом же говорит реальная судебная практика. Этот бизнес сопряжен с реальными рисками. Жилищное законодательство не позволяет гибко и оперативно отстаивать интересы предпринимателей в суде. Не секрет, что очень часто жители не знают, какая компания их обслуживает. Протокол собрания есть, а жители не выбирали эту компанию. Проблемные вопросы надо решать сегодня, иначе через пару лет уникальная, надёжная, профессиональная система предприятий отрасли, выстроенная годами, будет поглощена монополистами телекоммуникационных компаний.

− Для обеспечения защиты баланса интересов жителей и прав предприятий малого и среднего бизнеса в сфере обслуживания технических средств безопасности многоквартирных жилых домов, мы предлагаем внести определённые изменения и дополнения в действующее законодательство. Другими словами, на уровне Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ необходимо издание нормативного акта (приказа) в отношении запирающих устройств (домофонов) и иных технических устройств, обеспечивающих контроль доступа в МКД. К нему следует приложить правила, регламенты и договоры, заключенные между специализированной организацией и собственниками МКД, которые определяли бы чёткий механизм работы систем контроля доступа в тех случаях, если они не включены в состав проектной документации и решение о включении которых в состав общего имущества не принималось в форме общего собрания собственников в порядке ст. 44–47 ЖК РФ, а существуют в том виде, как это исторически сложилось (даже если жители по каким-либо причинам не хотели или не хотят ими заниматься). При этом протокол общего собрания остаётся как способ защиты прав и волеизъявления граждан, как механизм взаимодействия с управляющей компанией, полномочия которой определяются всё тем же протоколом. Речь идёт только о формировании некого нового механизма по оказанию дополнительных услуг, а следовательно, правовых отношений собственников с поставщиками этих услуг, − предложила Управляющий партнёр Адвокатского бюро г. Москвы «Шевцова и партнёры» Виктория Шевцова.

В продолжение разговора директор ООО Институт интеллектуальных технологий Виктор Ананьев отметил:

− К сожалению, малый и средний бизнес, работающий в данном сегменте рынка, сегодня не получает должного внимания со стороны государства в части, касающейся гарантий инвестиций… Закон не даёт надёжных правовых механизмов защиты. Жители не могут свободно и оперативно выбрать желаемую услугу и её поставщика. Необходимо регулировать данное направление, положить на бумагу позиции различных сторон, а эксперты займутся вопросами согласования в рамках существующего законодательства.

На вопросе о проблемных рисках, имеющихся в отрасли технических средств обеспечения безопасности, остановился Вице-президент Ассоциации «ОПОРА России» Владислав Жукович. По его мнению, рынок технического обслуживания домофонов долгое время находился в неподвижном состоянии. Жители не видели особого смысла менять одну компанию на другую, так как на тот момент не были сформированы стандарты обслуживания. На сегодняшний день отрасль давно переросла сферу ЖКХ как базу для нормативного регулирования, но продолжает оставаться в рамках вступивших положений ЖК РФ и подзаконных актов, что создаёт почву для навязывания форм работы и ненужного включения управляющей компании как посредника между поставщиком услуги и её конечном потребителем, не даёт модернизировать оборудование и гибко подходить к тарификации услуг. Данная ситуация не даёт надёжной защиты интересам бизнеса, ограничивает права жителей. Проявляются попытки ввести управляющую компанию как непременную сторону договорных отношений, имеют место отказы ГЖИ в приёме документов. Сложившаяся ситуация стала почвой для препятствия в развитии отрасли и инвестиций. Предприятиям невыгодно инвестировать средства в рискованный бизнес. Жители не могут свободно и оперативно выбрать желаемую услугу и её поставщика.

− Замещение одних участников рынка на других — угроза малому и среднему бизнесу отрасли. Если в нашей отрасли конкуренция существует, и мы это признаём, это означает, что она тоже должна развиваться по каким-то понятным, прозрачным для всех правилам рынка, − подчеркнул Вице-президент Ассоциации «ОПОРА России» Владислав Жукович.
Директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олеся Лещенко выступила с разъяснениями:

− Все конструктивные предложения, которые позволят упростить и упорядочить взаимоотношения собственников МКД с поставщиками услуг, управляющими компаниями и ГБУ МФЦ г. Москвы, будут рассматриваться согласно действующим положениям, постановлениям и регламентам работы ведомства. Эта тема стоит на повестке дня. Нужно упорядочить все возможные виды отношений. Однако исключать из системы жилищно-коммунального хозяйства решения общих собраний собственников было бы неправильно, так как именно собственники несут бремя ответственности за общее имущество и за общее соблюдение Жилищного Кодекса РФ. Если говорить о какой-то компании, которая пострадала от действий (или бездействия) собственника, то обжаловано в суде может быть само деяние собственника, а не всего протокола Общего Собрания, − заявила Олеся Алексеевна.
Заместитель председателя Комитета ГД РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева обратила внимание на то, что проблемы, которые обсуждаются сегодня за круглым столом, в большей степени связаны с проблемами правоприменительной практики, а не с проблемами действующего законодательства.

− Разрыв отношений с некоторыми домофонными компаниями объясняется не столько несовершенством законодательства, сколько неудовлетворительностью конкретных решений, − указала депутат. − Проблемы защиты интересов бизнеса в МКД, их финансовых вложений, которые во многих случаях оказываются убыточными, изменение подходов к содержанию МКД и выработке жилищного законодательства — это тема для будущих общественных дискуссий рабочих групп и общественного совета при Минстрое и Комитете ГД РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в конструктивную работу которых готовы включится эксперты профессионального сообщества отрасли технических средств обеспечения безопасности.

− Проблемы объединяют, − добавил Президент МТПП Владимир Платонов. − Московская торгово-промышленная палата показывает пример, как планомерно шаг за шагом можно решать существующие задачи по созданию грамотных рыночных отношений в отрасли. Площадка предоставляет возможность самоорганизоваться всем предпринимателям отрасли прежде всего для того, чтобы, защищая интересы жителей многоквартирных домов, завоевать их безусловное доверие и выработать единые правила для всех заинтересованных сторон.

Во второй части мероприятия представитель МЧС России, ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Алексей Попов поднял вопросы, касающиеся некоторых направлений работы Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее: КСОБЖН), в частности обеспечения цифровой трансформации государственного управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации. Оратор выступил с рекомендацией Правительству Российской Федерации: соответствующими нормативными правовыми актами, внедрение которых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года № 12 является одной из основных задач государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, закрепить КСОБЖН в качестве основного инструмента цифровой трансформации государственного управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций (антикризисного управления) на территории субъекта РФ в целях:

  • преодоления сложившегося «лоскутного подхода» к цифровизации регионального антикризисного управления, обеспечения сквозного и бесшовного сопряжения взаимодействующих федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем в сферах общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, консолидации их информационных ресурсов и предоставления заинтересованным органам управления и населению комплексных информационно-коммуникационных услуг по принципу «одного окна»;
  • построения единой цифровой экосистемы безопасности жизнедеятельности, обеспечивающей на территории субъекта РФ формирование общего информационного пространства и слаженное согласованное функционирование взаимодействующих автоматизированных систем, повышение социально-экономической эффективности регионального антикризисного управления и достижение его цифровой зрелости.

Внедрение комплексной системы безопасности в МКД невозможно без пожарозащиты. Автоматизированные системы противопожарной защиты также должны взаимодействовать с системами контроля доступа. Как рассказал советник президента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), данная система называется комплексная автоматизация, позволяющая при срабатывании пожарной сигнализации автоматически разблокировать магнитные замки домофонов, открыть шлагбаумы и ворота. На сегодняшний день, в большинстве МКД такие системы не установлены. До жильцов дома информация о существовании подобных систем не доходит, а управляющие компании, к сожалению, вызывают останавливающий эффект. Спикер доложил о готовности разработки типовых договоров, технических заданий на установку и эксплуатацию пожарных систем безопасности, включающих в себя интеграцию технических средств безопасности, для управляющих организаций, обслуживающих МКД, а также специализированных организаций, которые обслуживают домофоны. В ходе заседания поступило предложение провести комплекс организационных мероприятий по централизованному информированию жильцов о реальном состоянии работы всех систем безопасности, в том числе и пожарной в г. Москве.

Автор и фото: Маркелова Марина