Дмитрий Певцов: «Образование — это любовь. А любовь пока онлайн не умеют передавать»

Дата публикации: Среда, 10 февраля

С 8 февраля московские студенты вернулись к очному обучению. Также будут разблокированы транспортные карты учащихся.

Мы решили спросить очень разных людей, насколько это важно для самих студентов?

Дмитрий Певцов, заведующий кафедрой актерского мастерства Института современного искусства, Народный артист РФ:


Поздравляю всех с началом оффлайн-обучения — обучения единственно правильного и нормального. Мне кажется, что те, кто думает, что обучать людей можно полноценно по интернету, глубоко ошибаются. Объясню, почему. Есть такое понятие — любовь. Это не просто чувство, это — поступки, дела, это тонкие и серьезные процессы, происходящие между людьми. Я, как человек театральный, знаю, что, когда идет блистательный спектакль при полном зале, между зрителями и актерами на сцене происходит именно этот процесс, который называется любовью. То же самое происходит, когда профессор вдохновенно читает лекцию в переполненной аудитории — между ним и студентами рождается любовь. Нечто похожее происходит и в Храме во время богослужений. И этот процесс нельзя — нет таких приборов и технологий — в полной мере кому-то передать. Таких технологий нет и, я уверен, никогда не будет. И потому театр как искусство будет вечен — ни кино, ни ТВ, ни интернет театру не помеха. Так же и все современные технологии не в силах заменить ценности очного образования. И я нас с этим поздравляю. С тем, что студенты пришли в аудитории и видят педагога и друг друга, получают часть сердца своего учителя. Мы снимаем маски и выходим в нормальное человеческое общение. Маски скоро будут и вовсе не нужны. Я в это твердо верю!

Александр Бугаев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи:

Вузы вернулись к очному формату — это позитивно, поскольку ничто не заменит непосредственного общения. Прошлый год научил нас применению интерактивных технологий удаленного образования, комбинации оффлайн и онлайн-образования важны, но именно возвращение к социальной составляющей, к общению очень важно. Именно молодое поколение, студенчество, больше всех пострадало от ограничений социальных коммуникаций, это важно и с воспитательной точки зрения — это возвращение к нормальной жизни. А опыт комбинирования способов обучения оффлайн и онлайн мы сможем правильно использовать.

Наталья Починок, ректор РГСУ:

У большинства студентов возможность вернуться в аудитории вызывает радостные эмоции. Ребята соскучились по живому общению с преподавателями и друзьями, по университетской атмосфере. Да и просто необходимость ходить на занятия организует и дисциплинирует.

При этом некоторые студенты у нас продолжают учиться из дома. Кто-то на карантине, кого-то пока в Москву не пускают родители, опасаясь за их здоровье. Преподаватели (за исключением групп риска) читают лекции в аудитории, сразу транслируя их в интернет. И в целом такой смешанный режим обучения себя, безусловно, оправдывает.

Лейкина Яна, психолог, преподаватель высшей школы:

Это отличная возможность для студентов, так как обучение происходит эффективнее в обучающей среде. Нужно общение, обмен идеями, энергией, что блокируется режимом удаленного обучения. При взаимодействии в реальной обучающей среде происходит синергия в познании и общении. По итогам ограничений мы получили: страх социальной близости, потерю навыков в обучении, многим сложно вернуться в ритм обучения и преодолеть энергетический спад. Стоит подумать о щадящем режиме оффлайн-обучения на первых порах — надо вернуться к былому ритму и даже режиму.

Юлия Шамаль, генеральный директор компании TELECENTER:

Я считаю, что это прекрасная новость, очень рада, что сын и его друзья возвращаются к очному обучению. Личный контакт с преподавателем и сверстниками чрезвычайно важен для эффективного обучения. Длительная вынужденная замкнутость, при кажущемся ее удобстве, на деле привела к невротизации значительной части общества, повышению тревожности, неуверенности в завтрашнем дне, к проблемам со здоровьем, продиктованным сидячим образом жизни. Сожалею, что первый год обучения моего сына в МГУ пришелся на ковидную эпоху. Качество образования, качество организации учебного процесса в условиях дистанта оставляют желать лучшего.

Олег Дмитриев, студент первого курса истфака МГУ:

До начала учёбы все очень хотели выйти на очку, но сейчас энтузиазм подугас. Лично я думаю, что очка — это хорошо, если это полноценная очка, а не смесь с дистанционкой.

Полина Яковлева, советник ректора Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН при РАН):

Прорабатывая вопрос о выходе из дистанта, администрация ГАУГН провела опрос студентов, было учтено мнение преподавателей и режим работы профильных институтов РАН, где базируется большинство наших факультетов. По итогам опроса обучающихся стало очевидно, что основная часть выступает за выход из дистанта, однако активнее всего такое решение поддерживают студенты 1 и 2 курса (до 80% обучающихся на некоторых курсах). Среди студентов старших курсов несколько меньше желающих возвращаться в аудитории. Особенно важен выход из дистанта для обучающихся выпускных курсов, которым необходимо готовиться к государственным экзаменам и писать выпускные квалификационные работы.

Никита Дудка, председатель Союза студентов ГАУГН, студент 3 курса факультета политологии ГАУГН:

Большинство студентов, безусловно, позитивно относятся к снятию ограничений и выходу на учебу. Возвращение в очный формат также позволяет возобновить деятельность студенческих организаций. Что, в свою очередь, глоток свежего воздуха для ребят, которые сидели дома почти целый год.

Анна Каргашина, студентка 3 курса факультета менеджмента, глава Волонтерского центра Союза студентов ГАУГН:

Снятие ограничений – это неизбежный шаг, означающий то, что мы готовы и знаем, как справляться с эпидемиологической ситуацией. Разблокировка транспортных карт необходима студентам, так как оплачивать проезд не по студенческой социальной карте выходило очень дорого. Сейчас же студенты могут сэкономить в поездке на учебу. Мое отношение к снятию ограничений — очень положительное.

Иван Еременко, доцент кафедры журналистики РАНХиГС ИГСУ:

Образование — это, в первую очередь, обмен знаниями, и делать это через экран монитора постоянно — очень печальная идея. Поэтому все рады возобновлению учебного процесса, причем, не только студенты, но и преподаватели. Ничто не может заменить живого общения. Есть уверенность в том, что учебный формат оффлайн будет и дальше приносить пользу!
Мои студенты говорят (это реальные смски):
«Мы и так поколение, растущее «в цифре», не отпускающее из рук гаджетов, очная учёба — спасение! Но почти год мы провели в стенах квартир, редко выходили и почувствовали, как важно просто жить, смотреть на мир не через камеру смартфона».
«Для интровертов — трагедия, для экстравертов — счастье. Я интроверт и мне как-то не по себе опять видеть лица некоторых людей… Поэтому предпочла бы остаться дома. Очень трудно после такого огромного количества времени, проведённого дома, выходить куда-то на весь день, тем более в универ, который находится на другом конце города.
Вместе с карантинами этими всеми изменился и образ жизни, и частота выходов на улицу.
Я даже гулять стала меньше, а если и еду куда-то, то часа на 3 максимум.
В какой-то момент, ещё в начале пандемии, очень хотелось в универ ходить нормально, а сейчас не хочется ничего.)))»
«С одной стороны, это здорово, ибо снова появятся движение и общение с коллективом и преподавателями. С другой стороны, людям, которые из других городов или кому долго ехать к институту, предпочли бы остаться на дистанте. На качество обучения это не сильно влияет, ведь те, кто хотят учиться, делают это и в институте, и дома».
«Здоровье здоровьем, но все мы скучаем по жизни без масок, без ограничений. Правда, есть нюанс, многие нашли работу, совмещали учебу онлайн с работой. Сейчас стало сложнее. Но ко всему человек привыкнет. И мы, студенты, не исключение!»

Алексей Миняйло, оппозиционер:

Не имею мнения от слова вообще.

Вот так воспринимают новый этап снятия ограничений студенты и профессионалы сферы высшего образования, ну и оппозиционеры — каждый в силу своей заинтересованности в происходящем.