Заместитель Председателя Правительства доложил членам Совета Федерации о результатах и перспективах экономического развития России

На 584-м заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» выступил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Валентинович Новак. В заседании также приняли участие:
- Тюпышев Денис Анатольевич, заместитель министра экономического развития;
- Сергей Сергеевич Галкин, руководитель Федеральной службы государственной статистики;
- Дмитрий Александрович Зайцев, аудитор Счетной палаты.
В первую очередь Александр Валентинович поблагодарил коллег за приглашение на «правительственный час», возможность обсудить ключевые результаты и перспективы развития российской экономики и лично Председателя Совета Федерации Валентину Ивановну Матвиенко, за тесное, конструктивное взаимодействие и внимание к отраслям экономики. Заместитель Председателя Правительства отметил, что в 2024 году Совет Федерации поддержал важные для страны законопроекты, в том числе о промышленности, банкротстве, креативных индустриях, лицензировании, развитии малого и среднего предпринимательства, по доработке механизмов поддержки бизнеса – СЗПК, ГЧП.
Александр Валентинович подчеркнул важность межведомственной коммуникации: “Налаженный диалог правительства и Федерального Собрания позволяет эффективно решать стратегические и оперативные задачи, способствует ускоренному развитию экономики нашей страны, что важно для повышения уровня и качества жизни наших граждан”.
Доклад Заместителя Председателя Правительства состоял из трех компонентов:
- Оценка итогов развития экономики в 2024 году;
- Оценки текущей ситуации;
- Планов и задач на ближайшие шесть лет в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации.
1. Итоги 2024 года.
1.1. Темпы роста ВВП.
Несмотря на продолжающееся санкционное давление со стороны недружественных стран, российская экономика показала высокую степень устойчивости и, более того, беспрецедентные темпы роста в прошлом году. По оценке Росстата, темпы роста ВВП составили 4,1 процента. Если брать последние два года, это 8,4 процента. 2023 год буквально недавно был переоценен до уровня 4,1 процента. Эти показатели стали самыми высокими за последнее десятилетие. Они выше среднемировых и значительно выше темпов роста в западных странах. По оценке МВФ, экономика еврозоны в прошлом году выросла всего на 0,8 процента, Германия в минусе – 0,2 процента, Франция, Италия – около 1 процента.
Если говорить о росте ВВП за пять лет в номинальном выражении, то с 2020 года мы удвоили валовой внутренний продукт России до 200 трлн рублей по итогам прошлого года. Также были удвоены и доходы федерального бюджета – с 18,7 трлн рублей до 36,7 трлн рублей. При этом доля нефтегазовых расходов снизилась с 52 процентов (максимальный уровень, 2014 года) до 30 процентов в прошлом году. Это, в свою очередь, говорит о диверсификации экономики, о снижении зависимости от волатильности цен на мировых рынках и о структурной трансформации нашей экономики.
Источниками роста ВВП со стороны совокупного спроса стали государственный спрос, рост доходов населения, прежде всего заработных плат. Это увеличило потребительский спрос. Все это вместе с импортозамещением технологий и инвестициями в инфраструктуру стало драйвером инвестиционного спроса.
Со стороны предложения факторами роста ВВП стали использование резервов рынка труда и активное инвестирование в расшивку узких мест на производстве. В отраслевой структуре ключевым драйвером роста стали обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, IT-сектор.
Так, объем промышленного производства по итогам прошлого года вырос на 4,6 процента. Основной положительный вклад внес прирост выпуска обрабатывающей промышленности, который достиг 8,5 процента. Наиболее высокий вклад в него по итогам прошлого года обеспечил машиностроительный комплекс. Драйверами стали транспортное машиностроение (рост – 29,6 процента), производство компьютерной и электронной техники, автопроизводство, производство лекарственных средств (двузначные цифры).
1.2. Инвестиционная активность.
В 2024 году сохранялась также высокая инвестиционная активность: по итогам девяти месяцев прошлого года инвестиции выросли на 8,6 процента (данные по году будут в марте). Важно также и качественное изменение структуры этих инвестиций. Основной вклад в рост дали вложения в машины и оборудование. В целом за последние четыре года инвестиции выросли на 37 процентов, что почти в три раза больше, чем темпы роста ВВП за этот период, которые составили 13,2 процента, хотя они тоже достаточно высокие, как я уже сказал. И, как я уже говорил, это свидетельствует о структурной перестройке экономики и росте доли инвестиций в валовом внутреннем продукте.
Что касается инфляции, по итогам прошлого года она составила 9,5 процента – это выше прогноза. Наибольший вклад внесли продовольственные товары (11,1 процента), темпы роста по непродовольственным товарам заметно ниже – 6,1 процента, по услугам рост составил 11,5 процента. При этом реальные денежные доходы населения за минусом инфляции по итогам года увеличились на 8,4 процента на фоне снижения уровня безработицы до исторического минимума – 2,3 процента к концу года. Очевидно, что такой низкий уровень безработицы – долгосрочный тренд. В сегодняшних условиях дефицит кадров наблюдается в отдельных секторах экономики, и, безусловно, мы должны это учитывать в своей работе сегодня и максимально стимулировать в том числе рост производительности труда.

2. Состояние экономики.
2.1. Денежно-кредитная политика.
Со второго полугодия прошлого года мы находимся в периоде так называемого управляемого охлаждения набранных высоких темпов роста экономики, решая основную задачу – обеспечение баланса между сдерживанием инфляции и обеспечением экономического роста. На фоне ужесточения денежно-кредитной политики, связанной как с высокой ключевой ставкой, так и с ужесточением макропруденциального регулирования Банком России, постепенно замедляются темпы потребительского и корпоративного кредитования (также на экране вы можете увидеть: в конце года темпы значительно снизились). По оперативным данным, кредитный портфель в декабре – январе также сократился, причем это сокращение больше, чем обычное, сезонное. Влияние оказывают и принятые решения по оптимизации льготного кредитования, в том числе льготной ипотеке. Это создает необходимые предпосылки для снижения цен, что в принципе неизбежно может приводить, как я уже сказал, к управляемому торможению экономики. Поэтому здесь наша совместная с Банком России основная задача – проведение ответственной бюджетной и макроэкономической политики. Важно остановить инфляцию и обеспечить долгосрочный экономический рост на основе устойчивой макроэкономической ситуации.
При этом, безусловно, мы считаем, что есть риски, риски замедления инвестиций. Компании оптимизируют и сдвигают инвестиционные программы вправо. Это результат сокращения объема собственных средств, высоких ставок по депозитам как альтернативы инвестированию и высокой стоимости заемного финансирования.
2.2. Рост издержек
В 2025 году ожидаем также рост издержек в экономике, рост расходов на оплату труда, тарифов, процентных платежей и увеличение налоговых и неналоговых платежей. При этом возможность включения издержек в цены на фоне замедляющегося спроса ограничена.
2.3. Контроль деятельности системообразующих организаций
По поручению Президента Российской Федерации в декабре возобновили работу подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики под моим председательством. Рассматриваем конкретные отрасли, провели несколько заседаний, уже рассмотрели состояние угольной отрасли, строительной, металлургической, деревообрабатывающей, автомобильной промышленности, производства вагонов, строительных материалов. Завтра мы проводим заседание подкомиссии и рассмотрим сельское хозяйство и сельхозмашиностроение. Также на очереди инфраструктурное строительство и другие отрасли. Мы будем постоянно этой работой заниматься. Выделяем общие проблемы, факторы риска, конкретные организации, которые подвержены рискам.
Для оценки текущего состояния системообразующих организаций и степени риска снижения их финансово-экономической устойчивости актуализировали систему мониторинга. Утверждены 12 индикаторов, характеризующих производственную и финансовую деятельность. В зоне нашего внимания 2163 системообразующих организации. По результатам формируем предложения по мерам, которые могут быть использованы для недопущения остановки уже начатых крупных инвестпроектов, остановки предприятий и утраты уникальных компетенций и технологий.
Таким образом, текущая ситуация по системообразующим организациям находится под контролем: мы мониторим риски и принимаем соответствующие меры.

3.Задачи в экономике на горизонте до 2030 года.
3.1. Национальные цели
Указом президента были утверждены семь национальных целей, по которым установлены 93 показателя и задачи. Председателем правительства утвержден единый план по достижению этих целей и показателей.
Одним из ключевых инструментов являются национальные проекты. В конце прошлого года правительством совместно с профильными комиссиями Госсовета, напрямую с регионами, сенаторами, депутатами, экспертным сообществом, бизнесом была завершена работа по подготовке новых национальных проектов на следующую шестилетку.
В конце года президиумом Совета по стратегическому развитию и национальным проектам были утверждены паспорта всех 19 национальных проектов. Вся работа запущена уже с 1 января. Объем финансирования новых национальных проектов на весь период составляет более 53 трлн рублей, из которых свыше 40 триллионов – средства федерального бюджета. Все необходимые показатели и результаты в паспортах национальных проектов декомпозированы на субъекты Российской Федерации. С регионами заключены все соглашения по их реализации (более 7 тысяч соглашений). Финансирование доведено до регионов в полном объеме. На 2025 год регионам предоставлено более 1 трлн рублей из федерального бюджета.
При реализации новых национальных проектов регионы не просто получат значительный объем финансирования, мы также донастроили систему управления, включили руководителей регионов, которые возглавляют профильные комиссии Госсовета, в состав проектных комитетов.
Непосредственный контроль за исполнением национальных проектов будет обеспечиваться на основе цифровой системы мониторинга, которая показала свою эффективность во время предыдущего цикла. Планируем продолжать ее развитие с точки зрения анализа рисков.
И национальные цели, которые касаются экономики. Одна из семи национальных целей – это устойчивая и динамичная экономика. Она включает 22 показателя, охватывающих все важнейшие аспекты экономического развития страны. Поставлена задача не только сохранить высокие темпы роста экономики, но и завершить структурную перестройку. Необходимо обеспечить темп роста ВВП России выше среднемирового и сохранить четвертое место по объему валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности.
Основа новой модели долгосрочного экономического роста – это экономика предложения. На среднесрочном горизонте расширение предложения обеспечивается за счет поддержки отечественного производства, роста инвестиционной активности, повышения производительности труда, в том числе с учетом ограничений на рынке рабочей силы.
Правительством предусмотрены широкий перечень мер господдержки промышленности, ряд отдельных системных мер в рамках нацпроектов по экономике и по обеспечению технологического лидерства.
3.2. Структура национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика»
В целом по экономической национальной цели координирующую роль играет новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», который задает стратегический вектор экономического развития страны. В него включены девять показателей и задач, обозначенных в указе. Для их достижения уже реализуются семь федеральных проектов, направленных на повышение инвестиционной активности, производительности труда, поддержку развития предпринимательства, решение актуальных вопросов климатической повестки, развитие конкуренции и финансового рынка. Коротко о каждом.
Одним из важнейших направлений экономической политики является поддержка малого и среднего предпринимательства. Задача – увеличить доходы на одного сотрудника субъекта МСП в 1,2 раза выше темпов роста ВВП. Для этого сохранены уже созданные механизмы поддержки.
Будем также расширять инфраструктуру развития малого и среднего предпринимательства в регионах (более 100 бизнес-парков будет построено), сервисную инфраструктуру – центры «Мой бизнес», онлайн-инфраструктуру – Цифровую платформу МСП.
Учитывая положительный эффект в предыдущем цикле, будем также стимулировать рост малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики и переход компаний в более высокую категорию. Сохраним действенные меры поддержки сектора МСП, в том числе льготное кредитование, с упором на приоритетные отрасли и инвестиционные кредиты. Продолжим развивать механизм зонтичных поручительств, что дает возможность бизнесу получать кредит в банке, если не хватает залога.
3.3. Производительность труда
Следующее направление, на мой взгляд, ключевое – это производительность труда. С этого года расширяем эту работу и, как поручил президент, охватываем производственный и социальный секторы экономики. Цель – вовлечь к 2030 году все государственные и муниципальные организации социальной сферы и 40 средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики в реализацию проекта по повышению производительности труда. В новой модели экономического роста необходимо в следующие шесть лет повысить производительность труда более чем на 20 процентов.
Буквально вчера в координационном центре правительства председатель правительства Михаил Владимирович Мишустин провел большую стратегическую сессию, посвященную производительности труда. С экспертами, бизнесом, представителями Совета Федерации мы подробно обсудили задачи, которые стоят в этой области. Это важное направление.
3.4. Инвестиционная активность
Следующим важным направлением нашей работы по достижению устойчивого экономического роста будет повышение инвестиционной активности. Президентом поставлена задача увеличить к 2030 году объем инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов к уровню 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата.
Для стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечения конкурентоспособности российской продукции и создания долгосрочных драйверов роста правительством реализуется широкий перечень мер государственной поддержки промышленности. И это не только инструменты федерального проекта, но также и кластерная инвестиционная платформа, промышленная ипотека, поддержка через Фонд развития промышленности, субсидирование НИОКР, механизм специальных инвестиционных контрактов. Вся эта связка отражена на уровне единого плана. В этой связи показатель по приросту инвестиций также декомпозируется по отраслям и по регионам. Будем работать с регионами, выявлять точки роста, помогать решать проблемные вопросы в социально-экономическом развитии регионов.
В рамках данного проекта выделяем три основных блока.
- Во‑первых, это реализация федеральных инвестиционных механизмов. Это фабрика проектного финансирования, соглашения о защите и поощрении капитальных вложений, механизм федерального инвестиционного налогового вычета, государственно-частное партнерство и концессионные соглашения, таксономия проектов технологического суверенитета. Все эти инструменты позволят дополнительно привлечь порядка 7 трлн рублей инвестиций.
- Второй блок – это региональные меры поддержки инвестиций. В рамках федерального проекта предусмотрено развитие особых экономических зон. На сегодняшний день в нашей стране созданы 53 особые экономические зоны, в которых реализуется свыше 1200 инвестиционных проектов в общем объеме на 1,7 трлн рублей. К 2030 году планируем привлечь еще порядка 6 триллионов инвестиций.
- И, наконец, третий блок – это улучшение инвестиционного климата за счет снижения административных барьеров. Здесь планируем реализацию мероприятий через механизм трансформации делового климата. С его помощью создаем понятную и предсказуемую регуляторику, уходим от избыточных требований, сокращаем финансовую нагрузку на предпринимателей. Его цель – к 2030 году сократить не менее 475 административных барьеров.
3.5. Климатическая повестка
Следующий проект – это климатическая повестка. Для этого реализуется отдельный федеральный проект, направленный на преобразование экономики в рамках энергоперехода, адаптации к рискам в результате изменения климата. По сути, предстоит обеспечить конкурентоспособность нашей продукции на международном рынке. Планируем создать национальную систему мониторинга климатически активных веществ и реализовывать программы адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
3.6. Технологические старт-апы.
Проект по развитию технологического предпринимательства направлен на выстраивание системы поддержки малых технологических компаний полного цикла – от этапа командообразования до выхода на публичный рынок и встраивания в кооперационную цепочку национальных проектов. Объем выручки таких компаний к концу 2030 года планируется увеличить не менее чем в семь раз.
3.7. Корпоративное управление и развитие фондового рынка
Проект по развитию финансового рынка непосредственно направлен на достижение показателей капитализации фондового рынка и доли долгосрочных сбережений граждан. Более активное использование фондового рынка как источника ресурсов для развития компаний становится особо актуальным в условиях ограничений, которые есть сейчас на рынке заемного финансирования.
3.8. Сбыт продукции
И, наконец, в рамках федерального проекта по развитию конкуренции предлагаются мероприятия по трем направлениям: это рост уровня развития конкуренции на товарных рынках, улучшение условий функционирования товарных рынков, а также совершенствование системы национальных ценовых индикаторов. Целью данного проекта станет создание благоприятной институциональной и организационной среды для улучшения условий функционирования товарных рынков, развития конкуренции на них, устранения административных барьеров.
В целом мероприятия национального проекта учитывают реагирование на действующие санкционные ограничения, на текущие условия, связанные со структурной трансформацией экономики, с импортозамещением, развитием технологических рынков с партнерами из дружественных стран, и перестройку логистических маршрутов.
3.9. Развитие инвестиционного климата
Помимо реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» мы активно работаем с инвестиционным климатом в целом. В рамках поручения президента по итогам Петербургского международного экономического форума на основе лучших региональных практик развития инвестклимата совместно с регионами и бизнесом разработан законопроект о региональном инвестиционном стандарте. Особое внимание уделим налаживанию обратной связи регионов с бизнесом и утверждению приоритетов инвестиционной декларации. Помимо закрепления инвестстандарта продолжим мониторинг эффективности реализации мероприятий по улучшению условий для бизнеса.
Понимая важность взаимодействия бизнеса с местными властями, хотим наделить муниципальные образования правом закрепления инвестиционных уполномоченных, ответственных за поддержку инвесторов на местах. Сейчас уже завершается межведомственное согласование, в марте Министерство экономического развития внесет его в правительство. Предлагаем предварительно обсудить проект на площадках комитетов по экономической политике Госдумы и Совета Федерации весной. Внесение законопроекта в Госдуму планируем в весеннюю сессию.
Для сохранения привлекательных условий также формируем новую национальную модель, которая будет основана на лучших практиках – российских и зарубежных.
Планируется создание рабочих групп по 10 направлениям – от вопросов регистрации бизнеса и налогообложения до вопросов международной торговли. Будем вместе работать по данным направлениям.

В заключении своего доклада Александр Валентинович еще раз поблагодарил коллег из Совета Федерации за совместную работу. Он подчеркнул, что это позволяет системно решать поставленные президентом задачи и эффективно отвечать на текущие вызовы.
После доклада последовала серия вопросов докладчику от участников «правительственного часа».
Борис Бекмуратович Хачиров, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Калмыкия, уточнил, предполагаются ли изменения в методологии национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2025 году.
Александр Валентинович ответил, что, на его взгляд, это одна из очень важных составляющих работы с точки зрения развития нашей экономики и повышения инвестиционной привлекательности:
Для того чтобы выполнить задачу по увеличению инвестиций на 60 процентов к 2030 году, важно создавать бизнес-климат и его постоянно совершенствовать.
Вы знаете, что эта работа велась давно, еще когда рейтинг так называемый Doing Business был, и Россия тогда очень сильно продвинулась: в 2011 году мы занимали 120-е место, а в 2019 году мы вышли на 28-е место. Затем этот рейтинг перестал вестись, и на сегодняшний день Всемирный банк создал новую методику. Мы в рамках этой методики активно занимаемся оценкой своего положения, нашей страны, относительно этой методики, и этим активно занимается Министерство экономического развития вместе с Агентством стратегических инициатив.
По оценке специалистов, мы по данной методике находимся примерно на четвертом месте. Понятно, что нас официально сейчас не оценивают, но мы можем себя оценивать по данной методике. У нас все равно есть резервы, и достаточно большие, с точки зрения точек роста, где мы могли бы дополнительно улучшить, – это цифровизация сервисов, повышение гибкости рынка труда, обновление различных институтов, в том числе института банкротства.
На сегодняшний день подготовлена такая национальная модель целевых условий ведения бизнеса. Как я уже говорил, мы создали 10 рабочих групп, причем каждую рабочую группу будет представлять и возглавлять представитель бизнеса, для того чтобы как раз от бизнеса шли в первую очередь идеи по улучшению состояния инвестиционного климата. Эта работа будет вестись совместно с регионами на базе Агентства стратегических инициатив. И 10 рабочих групп в ближайшее время должны будут подготовить соответствующие предложения и планы по дальнейшему совершенствованию развития бизнеса. Это первое.
Второе. Если раньше эта работа велась в основном на федеральном уровне, то сейчас мы активно вовлекаем регионы. И в рамках регионального инвестиционного стандарта, в рамках взаимодействия с регионами будут также внедряться соответствующие лучшие практики и принципы ведения инвестиционной деятельности и улучшения бизнес-климата. Важнейшая работа, и здесь мы, безусловно, рассчитываем на совместную работу с Советом Федерации.
Михаил Михайлович Борщёв спросил, какие решения могут быть приняты Правительством Российской Федерации в части механизмадля новой энергогенерации, учитывая макроэкономическую ситуацию, инфляцию, стоимость заемных средств и так далее?
Александр Валентинович отметил, что экономика не может развиваться без развития инфраструктуры, в том числе энергетической и развернуто ответил на вопрос:
Если говорить о нашей ситуации в энергетике, у нас до прошлого года темпы роста потребления электроэнергии составляли примерно 1 процент в среднем. В 2023 и 2024 годах мы действительно вышли на более высокие темпы роста потребления. Это связано в первую очередь с фактором роста экономики. Под такие темпы, о которых я говорил в своем выступлении (4,1 процента), безусловно, требуются и потребление, развитие энергетической инфраструктуры, поэтому в прошлом году мы наблюдали рост потребления более 3 процентов. И на сегодняшний день Министерство энергетики, Правительство Российской Федерации утвердили Генеральную схему размещения объектов энергетики на период до 2042 года. Это первое.
Второе. У нас существуют инструменты привлечения инвестиций и определения потребности в строительстве объектов генерирующих мощностей. Если говорить о региональном аспекте, на сегодня наиболее высокие темпы потребления электроэнергии наблюдаются в центральной части России (это Москва, Московская область), а также в Сибири, Сибирском федеральном округе, и на Дальнем Востоке, то есть там, где у нас растет экономика, и там, где очень дешевая электроэнергия, в частности в Сибири, где у нас в принципе существует стимул для развития майнинговой деятельности, строительства центров обработки данных, что дает, в свою очередь, дополнительный спрос на электроэнергию. Поэтому Правительством Российской Федерации были рассмотрены прогнозные перспективные планы по росту потребления в региональном аспекте. Соответственно, принято решение о строительстве дополнительной генерации в ближайшее время примерно на 10 тыс. мегаватт (это 10 гигаватт).
В частности, в Москве и Московской области мы планируем строительство 1 тыс. мегаватт мощностей и развитие сетевой инфраструктуры, в том числе от атомных электростанций, для того чтобы обеспечить перетоки еще 3,4 тыс. мегаватт. Это обеспечит возможность для Москвы иметь резерв 15 процентов энергопотребления, то есть свободной мощности, в период до 2030 года.
В Сибири и на Дальнем Востоке мы планируем строительство 2,7 тыс. мегаватт. Уже приняты решения на самом деле, проведены конкурсы. Из них 2 тыс. мегаватт – это тепловые электростанции и 1,7 тысячи – это солнечные и ветровые электростанции, то есть возобновляемые источники энергии.
И на Юге России у нас планируется строительство 2,3 гигаватт новых мощностей, в том числе в Крыму 500 мегаватт и 1,8 тыс. мегаватт в Краснодарском крае, для развития энергосистемы, увеличения мощности и подключения потребителей.
Как я уже сказал, у нас существует механизм – это договоры предоставления мощности, заключаемые с потребителями, которые позволяют обеспечить приток инвестиций и окупаемость этих инвестиций в долгосрочном периоде.
Инна Юрьевна Святенко, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы, спросила, какие меры поддержки и стимулирования народных художественных промыслов, как части креативной экономики, по мнению Заместителя Председателя Правительства, необходимы для развития этой отрасли?
Александр Валентинович отметил важность креативной экономики и в мире в целом, и в нашей стране, и в регионах, и рассказал о планируемых мерах поддержки:
Что мы подразумеваем под креативной экономикой? В прошлом году был принят федеральный закон, там есть все необходимые определения, и ключевые отрасли, которые на сегодняшний день составляют у нас, например, креативную экономику, – это программное обеспечение и видеоигры, реклама, мода, урбанистика, архитектура и гастрономия. Каждый регион специализируется на своем и действительно считает, что это важная составляющая часть экономики.
Так как для нас это один из целевых показателей в рамках указа президента – увеличение доли креативной экономики в нашей стране (я напомню: у нас по итогам прошлого года, по оценке специалистов, ее доля составила примерно 3,9 процента, в 2023 году она была 3,5 процента), мы долго думали, какую поставить задачу, поскольку в указе не была прописана цифра и правительство должно было вместе с экспертами, регионами определить, какой процент.
Такой показатель утвержден. Это достаточно амбициозный показатель, потому что в мире, в развитых странах, на сегодняшний день всего 4,5 процента – доля креативной экономики, и для нашей страны, конечно, это достаточно высокий уровень. Мы считаем, что это важное направление, поскольку это и рабочие места, и, соответственно, развитие малого и среднего бизнеса, это продвижение индустрии, это внешний облик городов и поселков, это занятость и так далее.
Какие меры поддержки предусматриваются? Сегодня регионы предусматривают различные меры поддержки. Это поддержка экспорта. И в том числе за счет федерального бюджета мы оказываем поддержку регионам на соответствующие мероприятия, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, а это, в свою очередь, тратится в том числе и на креативные направления.
Это поддержка приобретения оборудования, поддержка выставочной деятельности, потому что креативная экономика в принципе состоит из трех циклов: создание креативной продукции, ее продвижение (то есть, по сути дела, продюсирование) и распространение. Для этих целей очень важно, чтобы поддерживали распространение такой продукции. И поддержка выставочной деятельности, поездки, в том числе и по регионам, а может быть, в другие страны (наши дружественные) – это все сегодня реализуют регионы. Знаю не понаслышке, потому что мы, когда приезжаем в регионы, постоянно обсуждаем с нашими коллегами это направление работы, потому что оно, мне кажется, одно из важных.
Льготное кредитование, кстати, – это тоже одна из мер поддержки для того, чтобы обеспечить развитие соответствующей креативной индустрии. Ну и, конечно, в рамках международной деятельности в БРИКС, нашем евразийском экономическом объединении мы тоже занимаемся продвижением соответствующих креативных индустрий. Будем этому особое внимание уделять, и считаю это важным направлением нашей экономической деятельности.
Елена Васильевна Дягилева, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Мурманской области, задала вопрос о планах по газификации, догазификации на следующую пятилетку и на текущий год?
Александр Валентинович подчернул важность работы по газификации регионов и отметил:
У нас два, скажем так, ключевых направления. Есть так называемая общая газификация, когда речь идет о строительстве внутрипоселковых, межпоселковых и магистральных газопроводов. Она реализуется в соответствии с программами, которые подписаны «Газпромом» и субъектами Российской Федерации. Таких программ порядка 70, они сейчас заканчивают, в 2025 году, свое действие. В рамках этой программы у нас в стране построено 11,5 тысячи километров межпоселковых газопроводов, 4,5 тысячи километров внутрипоселковых газопроводов и газифицировано более 1700 населенных пунктов.
В настоящее время идет работа по подготовке и заключению соглашений на период 2026–2030 годов, то есть на следующую пятилетку. В рамках нее также будут реализованы задачи по газификации населенных пунктов и, естественно, переводу котельных на более экологичные виды топлива. Это совместная работа не только «Газпрома», но и местных властей.
Кстати, тоже один из вопросов, который постоянно возникает на заседаниях нашего федерального штаба, – о том, что «Газпром» часто строит газопроводную инфраструктуру и при этом со стороны муниципальных образований не в полном объеме выполняются их обязательства по переводу котельных или других объектов на газоиспользующее оборудование. Ну, я просто обозначаю эту проблему, поскольку вы представители субъектов Российской Федерации и наверняка эту проблему знаете, здесь рассчитываем на вашу поддержку.
В ближайшие несколько месяцев работа по этим программам будет закончена, и цель, которая поставлена в рамках этих программ на период до 2030 года, – выйти на уровень газификации в стране 83 процента. В настоящее время, по итогам 2024 года, у нас уровень газификации составил 74,7 процента в целом по стране, поэтому у нас в ближайшие пять лет (шесть с учетом 2025 года) такие стоят задачи, достаточно амбициозные.
И второе важное направление – это социальная догазификация, которая реализуется с 2021 года. По поручению Президента Российской Федерации в рамках послания изменена модель: газопроводы теперь строятся до участка за счет средств газораспределительных организаций. Ранее это строили муниципальные образования за свои средства либо за счет средств владельцев домов. На сегодняшний день домовладельцы должны тратить собственные средства только на работы внутри участка и на перевод домовладений на газоиспользующее оборудование.
Здесь за четыре года действительно тоже реализована масштабная программа. Мы вышли на большие темпы вместе с регионами. Хочу поблагодарить здесь руководителей всех регионов, поскольку все вовлечены. Руководители регионов, кстати, возглавляют штабы в своих регионах, и мы проводим регулярно, раз в две недели, заседания федерального штаба. Поэтому все проблемы обсуждаем, решаем.
Как уже в вопросе Елены Васильевны прозвучало, мы на сегодняшний день имеем исполнение 1 200 тысяч договоров (газ доведен до участка в рамках социальной догазификации), из них по порядка 800 тысяч уже непосредственно газ пошел, то есть владельцы домов, соответственно, выполнили свои обязательства в части перевода на газоиспользующее оборудование. Эта работа тоже будет продолжена. Мы считаем, что здесь еще большой потенциал, и потенциал есть не только по газификации домовладений, но и по газификации школ, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, тоже задача стоит максимально перевести на высокоэкологичные источники топлива.
И, как вы знаете, новая задача, которая была поставлена в прошлом году в рамках послания, – перевод садовых товариществ (так называемых СНТ) также при поступлении заявок, при проведении общих собраний садоводческих товариществ и принятии коллективного решения. То есть тоже задача стоит по догазификации. Здесь потенциал тоже огромный. В настоящее время только около 10 тысяч договоров исполнено за это время, это достаточно небольшой объем, но потенциал здесь – порядка 1 миллиона таких вот садовых участков. Поэтому будем продолжать эту работу и будем вместе с вами ее реализовывать. Это задача не только федеральных властей, «Газпрома», но и во многом это зависит от субъектов Российской Федерации, от муниципальных образований и тех газораспределительных организаций, которые работают на местах.

Председатель Совета Федерации прокомментировала, что Александр Валентинович реально контролирует ситуацию, и благодаря такому участию в исполнении поручения президента о социальной газификации, благодаря его координирующей, организующей работе, комиссии, совета по газификации, сенаторов, губернаторов образовалась такая команда единомышленников по решению очень важного вопроса для бизнеса, для создания комфортных условий для людей, и программа двигается хорошими темпами. При этом Валентина Ивановна отметила:
Но, Александр Валентинович, первое, хотелось бы, чтобы эти темпы не сбавлялись. Да, понимаем, что у всех есть трудности, но раз это приоритет, раз это поручение президента – программа должна реализовываться и дальше в соответствии с утвержденным графиком.
Но есть один нюанс, на который я бы хотела обратить внимание. Цифры иногда от лукавого. Вы сказали, если я не ошибаюсь, что нужно добиться уровня газификации 83 процента. Но надо говорить честно гражданам: 83 процента – как «Газпром» говорит, от технически возможной газификации территорий. Потому что когда мы заявляем 83 процента и не добавляем, что от технически возможной, то люди говорят: «Как же 83 процента? А мы где?» Поэтому надо честно говорить: «Да, там, где технически возможно, мы добьемся 83 процентов». Но это не означает, что мы должны бросить территории, где это технически невозможно. Действительно, если экономически невыгодно тащить газовую трубу, это дорого стоит и так далее, тогда надо рассмотреть возможность СПГ или другие варианты. Но люди должны в России, в крупнейшей газодобывающей стране, иметь доступ к отоплению, к обогреву экологически чистым газом, а не углем, дровами, еще чем‑то. Это не значит, что мы остановим эту работу. Она должна идти параллельно. И мы должны говорить: 83 процента или 85 процентов от технически возможной, а в целом по стране это всего лишь, скажем, столько‑то процентов. Это будет честный разговор с гражданами и с регионами.
Заместитель Председателя Правительства согласился с Председателем Совета Федерации:
У нас на сегодняшний день утверждена методика расчета газификации, которая как раз считает эти проценты от возможности.
Я приведу пример с Мурманской областью, как раз по которой возник вопрос. Я, кстати, извиняюсь, не ответил на вторую часть вопроса – по газификации Мурманской области.
Смотрите, в Мурманской области объемы потребления достаточно небольшие. Даже если брать, допустим, жилищно-коммунальное хозяйство, то это меньше 1 млрд кубических метров газа, а если брать с возможностью перевода бизнеса на газ (там есть предприятия, которые используют другие источники энергии), то это примерно 7–8 млрд кубических метров газа в год. Для того чтобы довести туда газ, нужно проложить около 1,5 тыс. километров магистральной газопроводной инфраструктуры. Понятно, что при таком объеме потребления либо цена будет высокая, либо нужно будет субсидировать стоимость газа достаточно существенно с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность цены, потому что, если цена будет высокая, естественно, бизнес не будет переходить, а будет строить свои предприятия в других местах, где газ дешевле стоит. Поэтому для привлечения этих инвестиций нужно увеличение объема потребления газа.
В связи с этим сейчас у нас модель газификации Мурманской области связана в том числе со строительством газопровода, общего для газификации жилищно-коммунального хозяйства, предприятий, и строительством крупного потребителя газа – завода по сжижению газа примерной мощностью потребления 30 млрд кубических метров газа. Таким образом, при таких объемах эта модель экономическая складывается и цена для потребителей становится достаточно приемлемой и конкурентоспособной.
На сегодняшний день, если говорить о технически возможной газификации, Мурманская область не попадает в технически возможную, поскольку там нет газа и нет инфраструктуры. Как только труба построится и модель заработает, мы будем учитывать это уже как технически возможное. Мало довести газопроводную инфраструктуру в виде магистральной трубы, надо же потом строить внутрипоселковый и межпоселковый газопроводы. Это уже потенциал тот, который попадает в развитие газификации, в процент технически возможной, который нужно будет обеспечивать. Поэтому мы в таком направлении и планируем работать.
Пока мы планируем строительство завода в период где‑то 2030 года и подведение соответствующей инфраструктуры тоже к этому периоду.
Иван Александрович Евстифеев, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Омской области задал вопрос по критическому дефициту трудовых ресурсов.
Александр Валентинович обозначил ключевой мысль о том, что в условиях достаточно низкой безработицы, основная задача – обеспечить более эффективное использование трудовых ресурсов и повысить эффективность работы по всем направлениям:
Я напомню, что у нас по производительности труда был национальный проект (в последние шесть лет он был выполнен, достигнуты определенные показатели), но он был в основном структурирован таким образом, чтобы оказывать поддержку регионам и предприятиям в регионах по так называемому бережливому производству, по переходу на научную организацию труда, как раньше это называлось, в советское время, и повышению эффективности работы предприятий с точки зрения организационно-технических мероприятий. Это дало свой эффект – порядка 450 миллиардов предприятия сэкономили, 6 тысяч предприятий были охвачены этой работой. В 60 субъектах Российской Федерации были созданы центры компетенций, которые работают и финансировались из федерального бюджета.
Что касается новых направлений работы на ближайшие шесть лет, это будет не только уровень, скажем так, бережливого производства, но и мы ставим задачу (это основная задача) расширить методологию использования бережливого производства среди предприятий. Президент поставил задачу охватить 40 процентов предприятий и все 100 процентов объектов, учреждений социальной сферы. И самое главное, мы поставили задачу (это вчера обсуждалось) модернизировать производство, внедрять современные технологии – цифровые, искусственный интеллект, автоматизированную систему управления, которые должны обеспечить именно качественный скачок, отраслевой скачок.
Мы на сегодняшний день, несмотря на то что последние 15 лет производительность труда в России росла выше, чем в среднем по миру, все равно очень сильно отстаем – примерно в два раза – от уровня производительности труда, например, в развитых странах. Поэтому здесь у нас огромный потенциал.
Темпы роста, которые мы ставим как задачи: на ближайшие два года – по 2,3 процента рост, в следующие четыре года – 2,8 процента рост. Это почти в 2,5–3 раза выше, чем мы росли до этого. Цифры небольшие, казалось бы, но на самом деле это высокие темпы, которые позволяют достигать высокого уровня производительности труда.
Поэтому планируем создать федеральные и отраслевые центры компетенций по каждой отрасли, по каждой отрасли разработать «дорожные карты» повышения производительности труда, доводить цифры в отраслевом разрезе, в региональном разрезе и заниматься этой работой системно вместе с предприятиями, вместе с федеральными органами исполнительной власти, вместе с субъектами Российской Федерации.
Хочу вам сказать, что результаты работы последних шести лет показали, что наши предприятия, наши губернаторы, органы власти на сегодняшний день, по сравнению с тем, что было несколько лет назад, абсолютно вовлечены в эту работу. Все абсолютно говорят об этом сегодня и ставят у себя внутри, как KPI, задачу повысить производительность труда, потому что все понимают: без этого мы не сможем достичь тех экономических показателей и того экономического роста, которые мы ставим в качестве целевой задачи для нашей страны.
Мурат Крым-Гериевич Хапсироков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Адыгея, спросил, какую роль играют институты инновационного развития в поддержке малого технологического предпринимательства?
Александр Валентинович дал краткий ответ:
Для того чтобы наши малые технологические компании получили возможности развиваться, проходили все необходимые стадии – от начала стартапа до его взлета, как это было названо в национальном проекте в предыдущей стадии, в предыдущей шестилетке, конечно, требуется поддержка. Она требуется на начальной стадии и на стадии реализации продукции и работы с крупными компаниями, ну и вообще с компаниями в качестве заказчиков. Поэтому наши институты развития, такие как Фонд содействия инновациям, «Сколково», на посевной и допосевной стадиях для развития таким малым технологическим компаниям оказывают поддержку.
У нас на сегодняшний день около 4100 компаний, относящихся к МТК, входят в так называемый реестр, соответствуют определенным критериям, они отличаются от предприятий малого и среднего бизнеса. И, соответственно, получив такой статус, войдя в реестр, малая технологическая компания автоматически пользуется различными мерами поддержки со стороны наших институтов развития. Их более 15, не буду их все перечислять. Они все одинаковые и связаны с поддержкой на начальном этапе – льготным кредитованием, софинансированием, грантами, возможностями предоставления льгот и так далее. Поэтому мы будем тоже… Одно из направлений нашего национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» (я уже об этом говорил в своем выступлении) касается именно поддержки и развития малых технологических компаний, которые станут и должны стать основой для вот этого звена – между малыми и средними предприятиями и нашими крупными и средними предприятиями.
Да, и еще очень важно: перед нами стоит задача увеличить и количество МТК, и выручку малых технологических компаний не менее чем в семь раз.
Владимир Владимирович Якушев, первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тюменской области, спросил, какие конкретные мероприятия планируются для повышения оперативности получения официальной статистической отчетности?
По просьбе Председателя Совета Федерации к ответу на вопрос был подключен Сергей Сергеевич Галкин, руководитель Федеральной службы государственной статистики.
Первым ответил Александр Валентинович:
Да, я скажу, перед тем как о подробностях скажет руководитель Росстата, что у нас в конце прошлого года была стратегическая сессия у председателя правительства по развитию статистики. Мы очень подробно обсуждали задачи, которые стоят перед органами статистики, и они ключевые, связанные в том числе и со скоростью получения статистических данных, и, самое главное, в том числе со снижением нагрузки непосредственно на предприятия, на тех, кто предоставляет такую информацию. И стоят задачи повысить как минимум в полтора раза, если я не ошибаюсь (коллега сейчас дополнит), скорость предоставления данных по разным направлениям (получение данных может быть прямо на следующий день, если внедрять современные государственные информационные системы) и, конечно, за счет развития статистической системы снизить нагрузку, и материальную, и человеческую, для того чтобы предоставлять соответствующие данные, то есть максимально переходить на современные цифровые технологии. И правительство в конце прошлого года утвердило соответствующую стратегию развития статистических органов, согласно которой мы будем действовать, с тем чтобы эту систему совершенствовать.
С.С. Галкин, руководитель Федеральной службы государственной статистики, раскрыл тему по существу:
Действительно, в рамках нашей работы мы постоянно уделяем внимание ускорению статистического производства и производству показателей. Речь идет в первую очередь об основных показателях, которые рассчитываются для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях, и, конечно, картина не везде однородная. Например, на федеральном и региональном уровнях инфляцию мы считаем за сутки, промышленное производство выходит в готовый формат предоставления на 16-й рабочий день, а срок публикации данных по ВВП, например, мы сократили на 10 дней в этом году (первая оценка вышла уже спустя месяц после окончания года).
Что касается стратегической задачи, то, конечно же, региональная статистика и ускорение сбора информации не только по федеральным показателям, но и в региональном разрезе, и муниципальном разрезе – один из приоритетов с учетом большой региональной повестки, которая реализуется правительством. И здесь наша основная задача – перейти на обновленные технологические форматы сбора. Мы, например, по демографии перешли на ЗАГСы (это административные источники данных), полностью оцифровали МВД, ушли от бумаги в том году и фактически в режиме реального времени через год сможем показывать данные. Сейчас это происходит с задержкой в несколько недель (пока тестовый режим).
Если говорить о таких показателях, как ВВП, ВРП, они сложносоставные, вовлекают большую цепочку формирования данных, в том числе и межведомственного формата (это и ЦБ, и таможенная служба, и региональные органы власти). Поэтому здесь перед нами поставлена стратегическая задача, которую мы для себя сформулировали, – ускорить в полтора раза производство данных. И региональные расчеты у нас стоят в одном из приоритетов, в том числе отдельные специальные проекты Росстат запускает по работе с региональными данными.
Я думаю, что мы можем, если формат позволит, отдельно, может быть, на заседании комитета доложить о том, как мы работаем по стратегии, чтобы была картина.
Валентина Ивановна предложила поручить Комитету по экономической политике Совета Федерации пригласить Сергея Сергеевича Галкина и системно обсудить эту проблему:
Вот вчера мы на заседании Совета палаты слушали годовой отчет правительства о мерах поддержки семей с детьми и так далее. Слушали отчет за 2023 год! Ну, кому этот доклад уже нужен?! Ведь нам же не просто ради любопытства нужно знать статистические данные, цифры, а для того, чтобы руководствоваться ими в дальнейшем движении в разработке мер. Но когда мы о прошлогоднем снеге слушаем – отчет по итогам 2023 года слушаем в феврале 2025-го и нам объясняют «потому что так приходят статистические данные», то тогда вообще эти доклады не нужны. Тогда лучше закрыть эту статистику и ею не заниматься. Я утрирую, конечно, но Вы понимаете, о чем речь. Поэтому здесь не только ВРП, ВВП, а надо системно рассмотреть все остальные статистические данные, чтобы они работали (понимаете?), а не запоздало нас информировали о тех или иных итогах. Курс выбран правительством правильный – надо посмотреть, как это будет на практике.
Поэтому попрошу комитет внимательно проработать и тоже подготовить предложения. Хорошо? Тема очень актуальная.
После окончания секции вопросов Валентина Ивановна поблагодарила Александра Валентиновича за качественные, содержательные, деловые ответы и дала возможность сенаторам выступить с репликами.
Александр Александрович Трембицкий, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края:
Уважаемый Александр Валентинович! В конце прошлого года возобновлена работа подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики, руководителем которой Вы являетесь. И уже проведено три заседания подкомиссии, как Вы в своем выступлении сегодня отметили.
На заседании, проведенном 31 января текущего года, обсуждались вопросы функционирования металлургического и лесопромышленного комплексов. Вопросы государственной поддержки металлургии обсуждались и на совещании, проведенном Комитетом Совета Федерации по экономической политике, 28 января текущего года, и на выездном заседании комитета в Тульской области, о котором мой коллега уже говорил сегодня, 30 января также текущего года. И по их итогам на контроле комитета находятся вопрос изменения железнодорожных тарифов на перевозку продукции металлургии и машиностроения, а также еще несколько других вопросов.
В этой связи представляется целесообразным обсудить планы работы правительственной подкомиссии. К сожалению, в ее составе отсутствуют представители субъектов Российской Федерации и сенаторского корпуса.
Уважаемый Александр Валентинович! Предлагаем рассмотреть возможность участия сенаторов в работе подкомиссии путем их включения в ее состав. Это будет, понятно, способствовать учету позиции регионов при выработке отдельных предложений по поддержке отраслей экономики. Прошу поддержать.
Валентина Ивановна присоединилась к запросу поддержки.
Дина Ивановна Оюн, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва:
Уважаемый Александр Валентинович! Правительством России проводится большая работа по модернизации автомобильных пунктов пропуска на юго-восточном направлении. В Республике Тыва в декабре 2025 года будет завершена реконструкция пункта пропуска на тувинском участке российско-монгольской границы «Хандагайты (Боршо)». Это серьезный шанс для развития малого и среднего бизнеса региона с учетом того, что объем производства обычно незначительный. При этом для оформления, таможенного оформления, продукции на экспорт необходима работа так называемого таможенного представителя, таможенного брокера, который помимо необходимых компетенций должен в том числе иметь возможность покрытия расходов на сумму не менее 500 тыс. евро. В Республике Тыва до настоящего времени такой таможенный брокер так и не появился. Таможенные брокеры из других регионов интереса к работе не проявили. Большая просьба смягчить условия для приграничных регионов по работе таможенного брокера по возможности.
И второй вопрос – с учетом вот этих небольших объемов производства малого и среднего бизнеса в регионе, может быть, рассмотреть возможность использования такого инструмента, как проведение один-два раза год приграничной ярмарки (назовем так) с уплатой пониженных таможенных пошлин. Это именно как мера поддержки развития малого и среднего бизнеса в приграничном регионе. Сегодня это на общих условиях и не работает (назовем так).
Владимир Казимирович Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области:
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Александр Валентинович! Во исполнение поручения Председателя Совета Федерации по итогам выступления в рамках «времени эксперта» руководителя системообразующего предприятия в сфере искусственного интеллекта Ольги Анатольевны Усковой Минпромторгом, Минэкономразвития и администрацией Томской области поддержано предложение о создании томского микроэлектронного кластера. С учетом синергии особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск», научного и производственного потенциала региона есть возможность создать сквозные высокотехнологичные проекты. Вопрос на контроле Совета Федерации и связан с реализацией национальных проектов технологического лидерства.
В марте совместно с курирующими федеральными органами исполнительной власти планируем выездное совещание в Томске по этому вопросу. В целях запуска технологического кластера и создания учебного научно-исследовательского центра твердотельной СВЧ-электроники на базе ТУСУРа нам нужны партнеры – ведущие промышленные предприятия, в том числе в топливно-энергетическом комплексе, которые функционируют на территории Томской агломерации.
Прошу Вас, уважаемый Александр Валентинович, как куратора экономического блока правительства, поддержать Томскую область в реализации данного проекта, который будет способствовать решению задач, поставленных президентом, по достижению технологического лидерства.
Председатель Совета Федерации обратила внимание Заместителя Председателя Правительства на отсутствие акцента на материальном компоненте в запросе сенатора:
Смотрите, Трамп 500 миллиардов на искусственный интеллект выделил, Индия – 100 миллиардов, Китай – даже сосчитать трудно. Кто будет впереди в развитии искусственного интеллекта – тот будет лидировать в развитии высоких технологий. И, конечно, в Томске для этого есть все условия, есть база. Рассмотрите, пожалуйста, внимательно это предложение. Мне кажется, оно заслуживает поддержки.
Владимир Владимирович Якушев, первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тюменской области:
У нас в федпроекте «Производительность труда» участвуют предприятия, которые имеют выручку от 400 миллионов. Неоднократно были обращения, в том числе и большое количество сенаторов обращалось (в субъектах много предприятий, у которых выручка меньше 400 миллионов), с просьбой все‑таки вернуться к этому вопросу и посмотреть в части тех, кто имеет выручку ниже. Потому что желающих предприятий достаточно много и они активно развиваются. Может быть, все‑таки планку опустить до 200–300 миллионов, вернуться к этому вопросу и рассмотреть его?
Андрей Алексеевич Хапочкин, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Сахалинской области:
Уважаемый Александр Валентинович! В Сахалинской области за последние три года прирост потребления электроэнергии составил более 16 процентов. Это существенно превышает среднероссийские показатели. Максимум потребления мощности был опять обновлен в 2024 году.
С целью недопущения снижения надежности энергоснабжения в прошлом году осуществлены строительство и ввод в эксплуатацию двух отечественных газотурбинных установок производства «Пермские моторы» суммарной мощностью 50 мегаватт.
Учитывая темпы роста энергопотребления региона и прогнозы выбытия генерирующего оборудования иностранного производства, дефицит мощностей через пять лет составит порядка 360 мегаватт. Для ликвидации дефицита мощностей и роста объемов электроэнергии в Сахалинской области необходимо продолжить реализацию проектов строительства новых объектов генерации. Необходимость их строительства подтверждена схемой и программой развития электроэнергетических систем в России на 2025–2030 годы. Их строительство обеспечит энергетическую безопасность потребителей Сахалинской области и дальнейшее социально-экономическое развитие.
Затраты на реализацию проектов оцениваются в объеме не менее 120 млрд рублей и будут уточнены по итогам проектирования 2026 года. Финансирование этих проектов за счет тарифных источников не представляется возможным в связи с достижением предельного уровня роста тарифов для жителей Сахалина и Курил.
Уважаемый Александр Валентинович, правительство Сахалинской области и Сахалинская областная Дума просят Вас рассмотреть и поддержать возможность реализации мер господдержки таких проектов, как строительство на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 четырех газотурбинных установок суммарной установленной мощностью 100 мегаватт и строительство 2-й и 3-й очередей Сахалинской ГРЭС-2 установленной мощностью 270 мегаватт, в виде предоставления целевой субсидии из федерального бюджета в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Андрей Владимирович Яцкин:
Уважаемый Александр Валентинович, в рамках Вашего выступления по эффективной экономике и устойчивому развитию России хотелось бы отметить два содержательных момента.
Первое. В рамках этих проектов рассматривать экономику замкнутого цикла, а именно вовлечение вторичных материальных ресурсов в те проекты, которые уже сегодня реализуются… Напомню, что и регионами страны, и экономическими операторами реализуются уже сегодня проекты по вовлечению вторичных материальных ресурсов в нашу экономику, в первую очередь в жилищное и дорожное строительство. Прежде всего – экономия бюджетных средств всех уровней на содержание затрат по тем самым золоотвалам, которые находятся, как правило, в черте города. И это позволило бы лучше использовать градостроительный потенциал наших городских территорий.
Александр Валентинович, благодаря Вам, кстати, нормативная база уже была создана, комплексный план утвержден. Регионами (их больше 10) утверждены региональные программы (последняя, кстати, была утверждена Алтайским краем по инициативе нашего сенатора). Хотелось бы, чтобы в ходе реализации проектов и тех национальных проектов, которые Вы курируете, экономика замкнутого цикла в качестве драйвера экономики тоже присутствовала.
И еще один момент, кратко. Напомню, что на встрече Председателя Совета Федерации с председателем правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным была поддержана инициатива по развитию «шерстяной» отрасли в качестве одного из приоритетов, по глубокой переработке шерсти на территории России.
В рамках федерального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства просил бы Вас, чтобы особенно на территории Северо-Кавказского федерального округа, где вопросы занятости и создания рабочих мест имеют место (Вы курируете Северо-Кавказский федеральный округ), эти проекты были поддержаны, возможно, в качестве комплексной программы, которая сейчас в правительство вносится в виде «дорожной карты».
Самое главное, что мы можем подтвердить, – что появилось доверие к отрасли. Важно это доверие ни в регионах, ни в федеральном центре не потерять. Благодарю за внимание.
Виктор Дмитриевич Калашников:
Уважаемый Александр Валентинович! Хотел бы сказать большое спасибо за возобновление программ льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Все эти программы были заморожены в прошлом году, конечно, и сейчас ставки будут не самыми низкими, но все‑таки лучше, чем рыночные.
Я хотел бы сказать несколько слов, высказать предложение в отношении федерального проекта «Технологии» (Вы говорили о нем). Речь идет о малых технологических компаниях, Вы назвали основные меры поддержки малых технологических компаний. Но это все меры федерального уровня. Почему‑то в контур федерального проекта не включена инновационная инфраструктура регионов, субъектов Российской Федерации.
Поэтому как предложение, Александр Валентинович, – рассмотреть вопрос включения в федеральный проект «Технологии» мер поддержки региональной инновационной инфраструктуры и технологических проектов (естественно, на условиях совместного финансирования), таких как поддержка региональных центров инжиниринга, региональных центров коллективного пользования, целевых проектов кооперации с крупными индустриальными партнерами.
После реплик коллег по Совету Федерации слово взяла Председатель:
Прежде всего, хочу поблагодарить Александра Валентиновича и за доклад, и за ответы. Мне кажется, получился хороший, профессиональный разговор по очень важной теме, очень важному вопросу.
Александр Валентинович проинформировал нас об итогах экономического развития страны за прошлый год. И, я думаю, вы согласитесь, что нам есть чем гордиться. Темпы роста валового внутреннего продукта, темпы роста экономики выше мирового уровня – 4,1 процента. Коллеги, в тех условиях, в каких мы живем, и трудимся, и работаем, это, конечно, огромное достижение. За пять лет в два раза вырос валовой внутренний продукт, в два раза выросли доходы бюджета.
За этим, конечно, огромный труд наших граждан, которые так ответственно относятся, трудятся. Конечно, это результат работы Правительства Российской Федерации. Ну и, конечно, огромная роль в этом нашего президента, который держит руку на пульсе, который постоянно в диалоге с правительством. Постоянно в течение последних лет принимались оперативные решения. Как показала практика, они были правильными. И я думаю, что многие экономисты мира будут анализировать это экономическое чудо в России при таком давлении внешнем, санкциях. Я думаю, что многие экономические теории, которые прописаны в учебниках, будут корректироваться с учетом опыта Российской Федерации.
Тем не менее мы понимаем, что ситуация остается непростой. Президентом в ходе встречи с правительством, с председателем правительства определены основные задачи на 2025 год. Конечно же, это снижение инфляции, выход на траекторию сбалансированного роста, развитие экономики предложения, повышение производительности труда.
Хочу отметить отдельно проблемы.
Проблема – это кадровый голод, о чем говорили коллеги-сенаторы. Понятно, что это нелегкая задача с учетом демографической ситуации, складывающейся у нас не очень успешно в стране. Конечно, это и производительность труда, это и структурная перестройка экономики, и многое другое. Но в то же время мы не получили ответа пока ни от министерства труда, ни от Вас… Без дополнительного привлечения кадровых ресурсов нам не решить эту задачу, и хотелось бы (и прошу это также отразить в постановлении), чтобы все‑таки правительство дало ответ, сколько мы будем привлекать трудовых ресурсов, по каким профессиям, из каких государств, как мы перестроим оперативно системы образования и подготовки кадров по нужным профессиям, когда это начнет давать отдачу. Это непростые вопросы, но мы хотим также на них услышать ответы, с учетом, естественно, предложений субъектов Российской Федерации. Пока ответов на эти вопросы нет.
Далее. Я думаю, что важно… Экономический прогноз на год, на три года – это хорошо, но мы, как одна из ведущих экономик мира, должны в более длительном горизонте планировать нашу экономику. Скажем, один из вопросов: многие эксперты говорят об угрозе энергетического перехода для российской экономики. Россия всегда демонстрирует ответственный подход к взятым на себя международным обязательствам, в том числе по Парижскому соглашению. Сегодня многие эксперты бьют тревогу, и не без оснований, говоря о том, что соглашение действует уже 10 лет, но его важные элементы, в том числе глобальный углеродный рынок, климатическое финансирование и трансфер технологий, так и не заработали в полную силу. При этом ряд стран используют его для продвижения собственных экономических и политических интересов.
Конечно, в такой важной сфере нельзя принимать никаких скоропалительных решений. Но в то же время это требует тщательного анализа и при выполнении наших обязательств на первом месте должны стоять интересы нашей экономики. И, смотрите, с легкостью Соединенные Штаты сначала подписали Парижское соглашение, потом вышли из него. Сейчас уже другие страны заявляют о выходе из Парижского соглашения, мотивируя это национальными интересами. Поэтому надо, чтобы мы внимательно следили, контролировали, взвешивали и не допускали каких‑либо решений в ущерб собственной, национальной экономике. Это как раз относится к вопросам планирования более длительного горизонта.
Коллеги, конечно же, этот год будет сложным, непростым, и не случайно президент акцентировал внимание на необходимости обеспечения траектории сбалансированного роста. Но за каждым процентом, за каждым дополнительным рублем в бюджет стоит огромный-огромный труд всего нашего общества, поэтому и мы должны внимательно отслеживать ситуацию в регионах и оперативно реагировать на те или иные негативные тенденции.
Также мы вчера вели диалог с Александром Валентиновичем на предмет того, что и правительство… Конечно, специфика этого кризиса, я с вами согласна, другая, нежели кризиса 1928 года и других, но тем не менее это кризис и он требует повседневного тщательного анализа, мониторинга министерства промышленности, Министерства энергетики, естественно, Министерства экономического развития в координации с Центробанком, чтобы нам не упустить негативные тенденции, а, наоборот, опережающе реагировать на них и принимать деятельные меры, по‑другому не получится. Мы знаем, и уже здесь неоднократно говорили, что тяжелейшая ситуация сегодня в строительной отрасли: остановились покупки построенного жилья, есть проблемы с закредитованностью, подорожанием стройматериалов и так далее. Есть проблемы в отдельных других отраслях. Мы должны ежедневно, еще раз подчеркну, держать ситуацию на контроле и оперативно принимать меры, чтобы обеспечить поступательный экономический рост и в этом году, и в последующие годы. Недооценивать сложность ситуации нельзя. Лучше ее переоценить, чем недооценить.
И поскольку Вы сегодня отвечаете за координацию экономической, финансовой политики страны, то, безусловно, на Вас лежит очень большая ответственность, Александр Валентинович. Если нужны оперативные изменения в законодательство, реакция парламента, регионов… Мы не с позиции критики или того, чтобы учить правительство (правительство у нас умное, профессиональное), но мы всегда готовы подключиться, всегда готовы вносить свой вклад, понимая и свою ответственность. Главное сейчас – стабильность экономическая, финансовая, и это надо обеспечить, что называется, любой ценой.
Андрей Викторович Кутепов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга, подвел промежуточные итоги работы:
На рабочих местах у всех находится проект постановления палаты «Эффективная и конкурентная экономика как основа устойчивого развития Российской Федерации» по итогам «правительственного часа». Предлагаем принять его за основу.
В срок до 17 февраля ждем предложений либо дополнительных вопросов по данному проекту. И хотели бы 26 февраля представить итоговый документ для принятия в целом. Спасибо.
Валентина Ивановна согласилась с необходимостью существенной доработки документа в кратчайший срок, предложив принять представленный проект постановления Совета Федерации «Эффективная и конкурентная экономика как основа устойчивого развития Российской Федерации» за основу.
Проголосовало 160 человек из 178 присутствующих, все “За”, решение принято.
После голосования Александр Валентинович еще раз поблагодарил сенаторов за возможность представить итоги прошлого года, оценку текущей ситуации и планы стимулировании экономики для достижения целей, отметив важность коллегиальной межведомственной работы:
Мы будем продолжать также взаимодействовать со всеми нашими коллегами, с представителями в Совете Федерации от регионов. Я считаю, для нас это важная составляющая – взаимодействие и с Советом Федерации, и с регионами. Мы обязательно учтем предложение включить представителей Совета Федерации в подкомиссию по рассмотрению ситуации в экономике и по системообразующим предприятиям и готовы вместе работать.

В рамках ближайшего «правительственного часа» планируется рассмотреть вопрос о стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов.
На 585-е заседание Совета Федерации сенаторы пригласили заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко. Планируется, что в рамках «правительственного часа» вице-премьер проинформирует о стратегических направлениях развития образования в стране в условиях современных вызовов.
Автор: Александр Лебедев