На предвыборные соцопросы Москва и Подмосковье планируют потратить 150 миллионов рублей

Дата публикации: Среда, 18 апреля

Власти Москвы и Московской области объявили конкурсы на социологические исследования, связанные с грядущими выборами мэра Москвы и губернатора Подмосковья, которые пройдут 9 сентября. Стоимость исследований составляет почти 150 миллионов рублей.

Фото: Газета Тверская 13

Москва потратит 8,3 миллиона рублей на изучение мнения креативного класса: в 50 фокус-группах будут участвовать архитекторы, урбанисты, работники культуры, журналисты, опросят также 9 500 предпринимателей. Требуется выявить уровень их удовлетворенности жизнью, «страхи, препятствующие реализации потенциала» и определить складывающийся у них «образ будущего Москвы». Кроме того, за 8,9 миллиона рублей заказаны фокус-группы и опрос 14 800 бюджетников о том, как с ними общаются органы исполнительной власти. Примерно такие же суммы город заплатит за изучение того, как городские СМИ информируют жителей, как горожане относятся к работе власти с населением и к деятельности местного самоуправления, как молодежь участвует в жизни столицы. Исследования включают фокус-группы и опросы от 12 до 27 тысяч человек.

Один из этих контрактов уже выиграл ВЦИОМ: он выяснит мнение москвичей о ситуации в городе, проблемах образования, здравоохранения, транспорта, ЖКХ, о ситуации с мигрантами. Житель Москвы, которому недавно звонили с просьбой поучаствовать в опросе ВЦИОМ, рассказал, что социологи интересовались, знает ли он таких политиков, как Сергей Собянин, Павел Грудинин, Илья Свиридов, Илья Яшин, Дмитрий Гудков, Алексей Навальный, Сергей Митрохин, какие ассоциации они вызывают, и допускает ли респондент голосование за них. Спрашивали также о том, как изменилась Москва при Собянине, хорошо или плохо будет, если он останется мэром. Однако в руководстве ВЦИОМ не подтвердили принадлежность им такого опроса.

Соцопросы в Подмосковье включают в себя анализ общественно-политической ситуации: в частности, предлагается выявить «значимые общественные и политические события и явления», выяснить отношение жителей к делам муниципалитета и их доверие к институтам, оценить восприятие ими деятельности губернатора и уровень протестных настроений. Один из конкурсов направлен на изучение мнения о мерах властей по защите конкуренции, развитию производства, предприятий торговли и услуг. 12,3 миллиона рублей будут заплачены за мониторинг эффективности деятельности органов власти и выяснение мнения жителей о транспорте, экологии, «степени уверенности в завтрашнем дне».

Эксперты полагают, что социологические исследования перед выборами проводятся для определения рейтингов кандидатов и для понимания проблем региона, однако их стоимость явно завышена: для получения объективной информации достаточно было бы большого полевого исследования и фокус-групп. Кампания же в Москве, судя по всему, направлена на определенные страты (социальные слои людей) и связана с профессией и образованием жителей. Мособласть же более сегментирована территориально, ситуация в городах связана с взаимоотношением местных элит, и любой локальный конфликт «вписан в конкретный междусобойчик». Поэтому в области приходится делать акцент на территориальный анализ, который получается более дорогим.

Подобные дорогостоящие опросы в столице не редкость: в июле прошлого года власти Москвы объявили о том, что намерены изучить городское законодательство в социальной сфере и в области градостроительной деятельности и имущественно-земельных отношений, получив информацию об эффективности исполнения и применения законодательства через исследование восприятия населения, а также разработать рекомендации по совершенствованию законодательства. Эксперты отмечают, что для исследований привлечены консультанты, затраты на услуги которых ничем не обосновываются и никак официально не разъясняются.

Тогда же власти Москвы объявили более десяти конкурсов, победители которых должны создать карту «конфликтных» точек по районам, изучить инициативные группы граждан и отслеживать настроения жителей в социальных сетях. Подрядчикам также нужно будет «выбирать выигрышные темы», а затем организовывать «информационную работу в СМИ и блогосфере по популяризации» деятельности властей. Один из конкурсов по проведению социологических исследований достался ООО «Центр продюсирования инноваций», совладелицей которого является финалистка телешоу «Битва экстрасенсов» Фатима Хадуева.