Координационный совет сферы предпринимательства для предпринимателей займётся проблемой самозанятых

Дата публикации: Среда, 23 декабря

В связи с ситуацией вокруг пандемии рынок труда самозанятых граждан значительно вырос: в декабре этого года, как рассказал глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, в России зарегистрировано уже более миллиона самозанятых. И если во многих других странах такой вид трудовых взаимоотношений развивался давно, и потому защищён законом и профсоюзными организациями, то у нас этот рынок только развивается. Как вывести рынок из тени, сделать работу самозанятых прозрачной и системной, как защитить их от недобросовестных работодателей и «серых» зарплат, мы обсудили с председателем Координационного совета сферы предпринимательства для предпринимателей Иваном Клевцовым.

Иван Клевцов

Иван, откуда возникла идея создать такой Координационный совет? Почему это актуально именно сейчас, в период пандемии?

И.К.: Проблема регулирования взаимоотношений между работодателями и самозанятыми сотрудниками существовала всегда и не только в России. Ежегодно бюджет страны недополучает миллиарды рублей налоговых отчислений именно потому, что труд самозанятых никак не регулируется и не контролируется ни властями, ни общественными организациями. Получать зарплату в конверте, не иметь никакой юридической защиты перед работодателем — за последнее время стало привычным. Но так быть не должно. Возьмем, к примеру, Францию, где давно приняты соответствующие законы, которые регулируют рынок самозанятых сотрудников. Сейчас мы идем по тому же пути: формируем цивилизованный рынок самозанятых, который решит сразу несколько задач: узаконит труд таких работников и позволит им получать легальные зарплаты, а значит, претендовать на пенсию, доплаты и помощь от государства; получать налоговые отчисления в государственную казну; защитит таких работников от возможных неправомерных действий со стороны работодателя. И я уверен, что формирование рынка труда самозанятых приблизит нас к общепринятым моделям трудовой занятости, которые используются в других странах.

Этот и другие вопросы назревали давно, поэтому мы поняли, что без активной и действующей общественной организации нам будет сложно их решить. Тем более, что в период пандемии обострились многие проблемы, связанные с трудоустройством — началась волна увольнений, в том числе незаконных; бизнес, и особенно сегмент B2B, терпит огромные убытки, а власти, стараясь удержать экономику на плаву, просто не успевают заниматься многими вещами. Так появился Координационный совет сферы предпринимательства для предпринимателей, в который вошли все неравнодушные к ситуации работники, бизнесмены, правозащитники, общественники, и даже чиновники.

Чем конкретно будет заниматься Координационный Совет? Какая от него польза рынку труда?

И.К.: Координационный совет будет выполнять несколько функций, и главная из них — это медиация между работодателями, то есть бизнесом, сотрудниками, в том числе самозанятыми, и властями. Сотрудники КС будут выполнять роль посредников в решении спорных вопросов между бизнесом и работниками, а также вести прямой диалог с властью для принятия необходимых законопроектов, которые позволят сделать рынок труда самозанятых цивилизованным и структурированным.

Сегодня в Трудовом Кодексе РФ, Конституции России вообще отсутствует понятие «самозанятости», хотя такая форма взаимодействия давно существует и применяется. А если нет правовых норм, то фактически мы не можем никак контролировать огромный рынок специалистов в разных сферах: от курьеров до IT-разработчиков. И в этом большая проблема. Принятие ряда законов позволит выработать единые механизмы работы этого рынка.

Приведу простой пример. В период пандемии особо возрос спрос на интернет-покупки и доставку еды. Сегодня на должности курьера заняты миллионы людей по всей России. Этот пласт сотрудников является самозанятым, но закон никак не защищает и не контролирует их труд. Отсюда и проблемы: нелегальные зарплаты, отсутствие юридической защиты, оплачиваемых отпусков и больничных. То есть, сами курьеры, которые могут работать по 8–10 часов, остаются за бортом, так как нет соответствующего закона, который бы защищал их. Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны: эти миллионы курьеров получают зарплату сразу на карту или в конверте. То есть, в месяц казна недополучает миллиарды рублей налоговых отчислений. Вот задача Координационного совета как раз в том, чтобы создать единые механизмы взаимодействия между работодателем, работником и государством, а также вести общественный контроль за их соблюдением.

Не приведет ли это к обратному эффекту: работодатель начнет массово увольнять самозанятых, ведь так ему придется платить налоги за каждого сотрудника?

И.К.: Крупный бизнес и так давно понял преимущества легального труда самозанятых и здесь проблем не возникает. А вот средний и малый бизнес до сих пор пытаются скрывать свои самозанятых сотрудников от налоговых служб, чем сами себе и вредят. Пандемия показала это. Когда правительство приняло решение помочь бизнесу, то учитывалось множество факторов при начислении помощи, и один из них — количество сотрудников. Внезапно бизнесу оказалось невыгодно скрывать самозанятых, ведь так они получали меньшую помощь. Поэтому одна из наших задач — донести до представителей малого и среднего бизнеса важность регулирования рынка самозанятых.

И как вы собираетесь достичь поставленных целей?

И.К.: Сейчас мы работаем над выработкой стратегии. Точно могу сказать, что в ближайшее время мы создадим несколько профсоюзов самозанятых сотрудников, которые будут нашими «глазами и руками» на местах. В Координационный совет войдут представители бизнеса, самозанятых сотрудников, включая председателей профсоюзных организаций, а также представители власти. А дальше мы утвердим план работ и преступим к реализации. Конечно, изменение подходов и механизмов на рынке труда — процесс не быстрый, но, как говорится, дорогу осилит идущий.