15 сентября 2022 г. на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (далее — РСПП) совместно с Гильдией НСБ МТПП состоялось заседание Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности на тему: «Обсуждение проекта федерального закона „Безопасный регион“ и развитие цифровых технологий в многоквартирных домах».

В настоящее время в целях обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на территориях субъектов РФ созданы и функционируют различные федеральные, региональные, муниципальные и объектовые информационные системы антикризисного управления.

Такие системы, кроме их взаимного сопряжения, должны также сопрягаться с автоматизированными системами в других областях государственного и муниципального управления, в которых формируется необходимая первичная информация об объектах защиты (транспортных, энергетических, жилищно-коммунальных, социальных и других).

Разнородность и независимость этих систем затрудняют межведомственное и межуровневое взаимодействие, их совместное согласованное использование в процессах антикризисного управления и, в конечном счете, снижают оперативность и эффективность реагирования на кризисные и чрезвычайные ситуации (далее — КиЧС), то есть увеличивают возможные безвозвратные и санитарные потери населения, ущерб материальным и культурным ценностям.

Таким образом, «лоскутная» информатизация не обеспечивает дальнейшего снижения уровня возможных негативных социально-экономических и политических последствий КиЧС, ожидаемого от цифровизации антикризисного управления органами государственной власти и органами местного самоуправления. В связи с этим представитель АО НИС Сергей Ильин отметил следующее:

− Оперативность является одним из важнейших показателей качества экстренного реагирования на ЧС. Все мы слышали о правиле «золотого часа»: при тяжелых травмах спасти жизнь и сохранить здоровье пострадавшего, как правило, возможно только в случае оказания ему медицинской помощи в срок, не превышающий одного часа после получения травмы. Так, например, в случае ДТП с тяжелыми последствиями сотрудники ГИБДД должны за это время обеспечить проезд к месту аварии пожарно-спасательных подразделений и бригад скорой помощи, спасатели должны выполнить необходимые работы по деблокированию пострадавших, а врачи − оказать им требуемую помощь. Понятно, что эффективное проведение соответствующей аварийно-спасательной операции требует организации оперативного межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия в цифровом формате.

Для преодоления сложившегося «цифрового феодализма» в Указе Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года № 12 поставлена задача внедрения до 2030 года комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее − КСОБЖН), которые должны обеспечить «сквозное» и «бесшовное» сопряжение федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, взаимодействующих на территории субъекта РФ, консолидацию их информационных ресурсов и предоставление уполномоченным должностным лицам ориентированных на потребности клиента комплексных информационно-коммуникационных услуг антикризисного управления.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 именно КСОБЖН должна стать ключевым инструментом цифровой трансформации регионального антикризисного управления и обеспечивать устойчивость социально-экономического развития субъектов РФ в общей экосистеме цифровой экономики.

По мнению Сергея Ильина, «цифровая трансформация антикризисного управления — это коренная модернизация существующих процессов управления на основе использования самых современных „сквозных“ информационных технологий и специально разрабатываемых для их внедрения нормативных правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов».

Накопленный опыт создания региональных систем-112, обеспечивающих, как и КСОБЖН, межведомственное и межуровневое цифровое взаимодействие, показал, что их эффективное развитие и эксплуатация невозможны без ввода в действие специального Федерального закона , который и был принят в конце 2020 года.

По мнению экспертного сообщества, в настоящее время отмечается острая необходимость дальнейшего развития нормативного правового обеспечения по вопросам внедрения КСОБЖН и цифровой трансформации государственного антикризисного управления на региональном уровне.

В целях содействия решению этой актуальной государственной задачи рабочей группой по развитию КСОБЖН при Комиссии по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей разработан проект Федерального закона «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения «Безопасный регион» (далее — «федеральный закон „Безопасный регион“»).

Его основными целями являются:

1) нормативное правовое обеспечение процессов цифровой трансформации государственного антикризисного управления на региональном уровне, повышение его эффективности и достижение цифровой зрелости на основе построения в каждом субъекте Федерации цифровой экосистемы безопасности жизнедеятельности, обеспечивающей устойчивость его социально-экономического развития в рамках общей экосистемы цифровой экономики;

2) преодоление межведомственных и межуровневых барьеров в организации информационно-программного сопряжения взаимодействующих федеральных, региональных, муниципальных и объектовых информационных систем, достижение их совместного согласованного функционирования в процессах антикризисного управления в интересах обеспечения полноты и достоверности предоставляемой информации, повышения оперативности процессов принятия управленческих решений, разработки планов их реализации и доведения задач до исполнителей;

3) снижение общих расходов из консолидированного бюджета на цифровизацию антикризисного управления на региональном и муниципальном уровнях.

В своём выступлении секретарь Рабочей группы КСОБЖН Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности Алексей Попов напомнил, что «была проведена колоссальная аналитическая работа и даны чёткие разъяснения по нормативно-правовой базе КСОБЖН, которые в первую очередь обеспечивают безопасность населения в таких сегментах, как предупреждение и ликвидация негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций, правоохранительная направленность, безопасность среды обитания и прочее, в случаях, когда речь идёт о жизни и здоровье сотен, а порой тысяч людей.

Такая работа в регионах РФ должна начинаться с разработки Концепций КСОБЖН, требования к которым определены Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1650 «О внесении изменений в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

− Данный процесс долгий, нелёгкий! Разработка концепций позволит уточнить основные положения закона, что позволит решать эти вопросы более оперативно и эффективно, так как закон даёт основные правила игры и требует жёсткой реализации. Пример тому — согласованность систем «112» со структурами МЧС, где уже внедрён механизм передачи взаимодействия и понятны его технические особенности. При этом следует отметить, что ряд субъектов РФ, не дожидаясь нормативных федеральных документов, уже проводят эту работу, − прокомментировал состояние дел в этой сфере Алексей Попов.

Проработка законодательной инициативы осуществляется на с
ущественной практической базе исходя из потребностей государства и населения в повышении уровня безопасности людей и территорий.

− Разработанный законопроект − некая интеграционная шина, позволяющая соединить давно внедрённые продукты с вновь созданными, получив в совокупности общее цифровое решение, − пояснил представитель АО НИС Сергей Ильин.

В свою очередь, начальник Управления по координации деятельности ТСЖ и организации самоуправления в многоквартирных домах Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы к.т.н Виталий Акимкин отметил необходимость интеграции нового законопроекта с действующими постановлениями Правительства РФ по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий).

− Новый закон должен интегрироваться в существующие системы, программы, например, такие, как «Безопасный город», использовать их опыт и годами наработанные практики. Необходимо учитывать баланс правовых и экономических отношений, а также закон «О защите прав потребителей», − уточнил Виталий Васильевич.

По мнению руководителя рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности Андрея Каленова, комплексный системный подход в обеспечении безопасности, который гарантировал бы своевременное реагирование на все виды угроз, позволит существенно экономить государственные деньги.

− Задача, стоящая перед представителями рабочей группы по проблемам развития отрасли технических средств безопасности, заключается в разработке «дорожной карты», контроле обеспечения сроков и этапов реализации Концепции федерального закона «Безопасный регион», − напомнил Андрей Васильевич.

Депутат Государственной думы, член Комитета по Энергетике и Комиссии по Обеспечению жилищных прав граждан от фракции «Новые люди» Григорий Шилкин высказал замечание о том, что законодательная инициатива должна работать с учетом чётко определенных приоритетов. И здесь, главное, не тратить время впустую. Для этого необходимо привлекать экспертное сообщество в том числе региональное, так как многие территории имеют свои особенности. Результатом этой работы стало бы авторитетное заключение, которое указало как на ее положительные итоги, так и на пути исправления ошибок или недочетов.

Как рассказал в своём выступлении ответственный секретарь Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сферы безопасности Игорь Левитский:

− Представителями негосударственной сферы безопасности при поддержке РСПП и Гильдии НСБ МТПП давно проводится активная работа по реализации законопроектов, позволяющих качественно улучшить нормативное обеспечение технических средств безопасности, установленных в МКД. А это напрямую связано с темой реализации федерального закона «Безопасный регион», в основе которого лежат задачи КСОБЖН.

Напомним, что под техническими средствами безопасности понимаются запирающие устройства, системы видеонаблюдения и контроля доступа. Следует отметить, что на сегодняшний день существует определённая нормативно-правовая коллизия, без устранения которой невозможно дальнейшее продвижение, в том числе и в сторону реализации проекта вышеуказанного закона.

Так, согласно анализу многолетней судебной практики, по мнению управляющего партнера Адвокатского бюро г. Москвы «Шевцова и партнеры» Виктории Шевцовой:

− Действующий на сегодня ЖК РФ, регулирующий сферу деятельности отрасли технических средств безопасности, не соответствует веяниям времени, давно устарел, не регулирует правила оказания дополнительных услуг и не практичен. До сих пор чётко не определён статус собственника данного имущества, нет определённого регламента, согласно которому оборудование в тех или иных случаях должно относиться к поставщику, оказывающему услугу по обеспечению безопасности граждан. Кроме того, алгоритм принятия решений общего собрания собственников помещений МКД в рамках протоколов на предмет выбора обслуживающей организации технических средств безопасности не позволяет действовать оперативно и поэтому не является удобным методом реализации прав как самих собственников, так и инвесторов. Последним, естественно, невыгодно вкладываться в развитие отрасли технических средств безопасности. Слишком много рисков. Очевидно, что влияние действующих норм на посредничество управляющих организаций в МКД носит негативный характер. Такие нормы — неэффективный антирыночный инструмент, и они требуют отдельного регулирования, − подчеркнула Виктория Валерьевна. − Технические средства безопасности и все вопросы, с ними связанные, должны быть выведены на законодательном уровне из действия сферы исключительно только коммунальных услуг. Только в этом случае совокупность технических устройств безопасности, в том числе и электронные замки, смогут быть включены в проект федерального закона «Безопасный регион» как заключительное звено в реализации данного проекта. При этом необходимо найти такой уровень системы безопасности, при котором будет обеспечиваться её базовая составляющая вне зависимости от волеизъявления конкретного жителя. При определённых гарантиях со стороны государства и одинаковых правилах игры для всех участников рынка бизнес готов и должен сохранять и поддерживать этот уровень. И здесь, для начала, выработка разработчиками федерального закона «Безопасный регион» определённых методических рекомендаций по взаимодействию с ведомствами была бы в помощь профессиональному сообществу отрасли технических средств безопасности при преодолении встающих на пути барьеров.

Депутат Государственной Думы, член Комитета по Энергетике от фракции «Новые люди» Григорий Шилкин высказал мнение, что оборудованию, устанавливаемому в многоквартирных домах в целях обеспечения безопасности жителей (домофон, видеонаблюдение, датчики пожарной безопасности, утечки газа и др.) необходимо придавать статус, связанный с комплексной системой безопасности.

− И, таким образом, назрела необходимость изменения в Жилищном кодексе РФ в связи с внесением пункта о возможности принятия решений общим собранием собственников не по всему дому, а по подъезду, − добавил в этой связи начальник Управления по координации деятельности ТСЖ и организации самоуправления в многоквартирных домах Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Виталий Акимкин.

О том, что при создании комплексной системы обеспечения безопасности важно создать условия, при которых новый законопроект коммуницировал бы и исключал коллизии с уже существующими нормативными актами, в том числе в жилищной сфере, говорил и представитель Некоммерческого партнерства обеспечения безопасности жилых домов «Безопасный Дом» Роман Аргатюк.

− Судебная правоприменительная практика, особенно в регионах, весьма разнообразна и противоречива. Суды и органы государственной власти в своих комментариях приходят к диаметрально противоположным выводам, что создаёт существенные риски для предприятий, готовых вносить собственные средства в инфраструктуру МКД, в том числе в части, касающейся обеспечения безопасности граждан, − указал Роман Михайлович.

По этому поводу Виктория Шевцова высказалась в том смысле, что на сегодняшний день судебные механизмы всё-таки позволяют во многих случаях решить спорные ситуации, складывающиеся в отрасли технических средств безопасности. Конечно, единообразие судебной практики, рождённой от жизни, от населения, от собственника, от предпринимателя, сделало бы её нормой к исполнению на местах, позволило бы создать норму единого общего регулирования и избавить предпринимателя от судебных споров, что пока сложно и дорого. И здесь медиативные процедуры, может быть, должны преобладать над судебными.

По мнению начальника технического управления Жилищного Комитета г. Санкт-Петербург Андрея Джалалова, без корректировки действующего законодательства активно реализовать данное мероприятие не получится. Новый проект закона должен в обязательном порядке предусматривать корреляцию с существующими узкопрофильными нормативно-правовыми актами.

При разработке федерального закона «Безопасный регион» в части, касающейся обеспечения общественной безопасности, по мнению Советника председателя Правительства Астраханской области по вопросам цифрового развития Владимира Зеленина, необходимо полагаться на опыт Москвы и Московской области, учитывая при этом особенности регионов Российской Федерации, особенности их бюджетов.

− Для консолидации и синхронизации работы должен быть государственный подход и прописана роль каждого министерства, − завершил свое выступление Владимир Николаевич.

В заключение модератор заседания и руководитель рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Андрей Калёнов призвал все заинтересованные стороны продолжить более предметную работу в составе рабочей группы и, поддержав своего коллегу вице-президента ОПОРА РОССИИ Владислава Жуковича, предложил провести работу по выявлению различных площадок, на которых обсуждаются подобного рода вопросы с целью выработки единого документа.

Автор и фото: Маркелова Марина