Белые пятна в законодательстве 

Дата публикации: Понедельник, 4 июля

30 июня 2022 г. на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) состоялось заседание Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности совместно с на тему: «Совершенствование условий безопасного и комфортного проживания граждан в многоквартирных домах за счет применения цифровых технологий и создание благоприятной инвестиционной среды».

В начале встречи Руководитель рабочей группы КСОБЖН Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности Андрей Васильевич Каленов отметил, что настоящий круглый стол является продолжением совместной работы Комиссии по данной тематике совместно с АО «НИС», ВНИГОиЧС, Московской торгово-промышленной палатой (МТПП), Координационным советом НСБ России, ОПОРА России. Обсуждение данной тематики проходит на разных площадках включая международную выставку Интерполитех,  РСПП, МТПП, регионы России. На встречах принимают участие  депутаты ГД РФ, МГД, Минстрой России, Минцифры России, ФАС России, представители правительства Москва, Московской области, Санкт-Петербурга. Работа будет продолжена в этом году на выставке Интерполитех -2022.

Угрозы безопасности, в том числе в социальной сфере, своеобразны и многочисленны. Но, как показывает практика, выстраивать для противодействия каждой из них какую-то обособленную систему не только нецелесообразно, но и контрпродуктивно. Уже давно в полный голос заявила о себе необходимость разработки комплексного и системного подхода к обеспечению безопасности, и в компетентном сообществе всё чаще говорят об активизации работы в этом направлении.

Так, в частности, в своём выступлении секретарь Рабочей группы КСОБЖН Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности Алексей Петрович Попов напомнил, что тема «разобщённости» созданных региональных, федеральных и муниципальных систем оповещения была поднята ещё на расширенном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшемся в августе 2018 года. Далее Алексей Петрович отметил:

− Основными причинами сложившегося положения являются существующие межведомственные и межуровневые барьеры в организации цифрового и информационного взаимодействия, отсутствие достаточного нормативно-правового, организационно-методического и технического обеспечения. В настоящее время в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории субъектов РФ созданы и функционируют самые различные информационные системы, которые фактически не взаимодействуют друг с другом. Такие системы, кроме их взаимного сопряжения, должны также сопрягаться с автоматизированной системой в других областях государственного муниципального управления, в которой формируется вся необходимая информация о транспортных, жилищно-коммунальных, социально-значимых объектах, подлежащих защите. Естественно, что в результате увеличивается время и снижается эффективность реагирования на кризисные и чрезвычайные ситуации. Как следствие, такой сложившейся цифровой феодализм приводит к усугублению нежелательных социально-экономических и даже политических последствий при разрешении кризисных и чрезвычайных ситуаций.

Следует подчеркнуть, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» стратегическим направлением государственного управления становится цифровая трансформация, в том числе и в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности. При этом цифровая трансформация – это не просто информатизация процессов управления, это их коренная модернизация на основе специального разработанного нормативно-правового обеспечения и использования самых современных информационных технологий. Основная цель цифровой трансформации регионального государственного управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций – дальнейшее повышение эффективности антикризисного управления и достижение его цифровой зрелости. В конечном счёте, речь идёт о формировании единой цифровой экосистемы безопасности жизнедеятельности как важной составной части общей экосистемы цифровой экономики, которая обеспечивает устойчивость социально-экономического развития субъектов РФ.

Необходимость создания таких систем обусловлено существенно более жёсткими требованиями, предъявляемыми к оперативности, устойчивости и информационной безопасности антикризисного управления в сравнении с аналогичными требованиями к системам в других областях государственного муниципального управления (транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение и прочее). При этом региональная цифровая экосистема безопасности жизнедеятельности должна формироваться путём разработки и внедрения вертикально интегрированных региональных и муниципальных цифровых платформ безопасности жизнедеятельности, предназначенных для межведомственного и межуровнего сквозного и бесшовного сопряжения на территориях взаимодействующих субъектов информационных систем. Такая организация дела должна привести к консолидации их информационных ресурсов путём предоставления должностным лицам антикризисного управления клиенториентированных информационно-коммуникационных услуг с использованием сервисной модели по принципу «одного окна». В итоге последует постепенное уменьшение общего количества взаимодействующих информационных систем антикризисного управления в результате реализации их функций в рамках создаваемых новых цифровых платформ. По мнению экспертов, благодаря использованию таких технологий число погибших от различных причин может сократиться на 8−10 проц., количество преступлений против личности на 30−40 проц., а время реагирования экстренных служб − на 20−35 процентов.

Наряду со сказанным одной из основных задач государственной политики в области защиты населения (территорий) от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г., по мнению секретаря Рабочей группы КСОБЖН А. Попова, является следующее:

 − В соответствии с концепцией развития ведомственной программы «Умный город» одним из рекомендуемых направлений расходования средств субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации, является создание Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее: КСОБЖН). На сегодняшний день в региональную стратегию цифровой трансформации включены мероприятия по созданию и развитию озера данных регионального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Кроме того, направляются энергичные усилия на развитие и совершенствование АПК «Безопасный город», межведомственной системы обеспечения вызова оперативных экстренных служб по единому номеру «112» (система 112), систем оповещения и информирования населения РАСЦО, КСЭОН, СЗИОНТ, ОКСИОН, комплексных систем управления ЖКХ и прочее, а также их интеграцию в КСОБЖН. Именно КСОБЖН должна стать ключевым инструментом для построения на территории субъектов РФ цифровой экосистемы безопасности жизнедеятельности.

Далее оратор добавил, что для решения актуальных задач по цифровой трансформации регионального антикризисного управления необходимо соответствующее «развитие нормативно-правого обеспечения по вопросам создания и внедрения КСОБЖН на территории субъектов РФ», а также необходима разработка Федерального закона «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения». В заключение своего выступления А. Попов заявил: 

 − Известно, что домофон, входная группа, видеонаблюдение – это средства обеспечения личной безопасности, которые, безусловно, являются подсистемой концепции «Умного города» как нового поколения. Они предусматривают эффективное управление и обеспечение высокого уровня жизни населения за счет применения инновационных технологий. Такие объектовые информационные системы обеспечения безопасности должны работать слажено и взаимодействовать друг с другом, в том числе в рамках КСОБЖН. При этом надо помнить, что даже если обеспечение безопасности происходит в определенном смысле самостоятельно, в случае возникновения неких инцидентов должно осуществляться взаимодействие с другими подсистемами для принятия конкретных мер реагирования со стороны муниципальной власти и, возможно, федеральных сил и средств. Данная инициатива должна быть реализована, в том числе, и в рамках нового закона «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Другие ораторы указывали, что для содействия разработке такого закона целесообразно в состав рабочей группы по развитию КСОБЖН при Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности включить представителей заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти. Проект закона уже разработан экспертами, и теперь требуется его совместное обсуждение всеми заинтересованными сторонами.

− Разрабатываемый законопроект должен способствовать выстраиванию чёткой вертикали власти в регионах, что позволит в будущем структурировать систему оказания экстренной помощи в целом и сделать её единой на всей территории РФ, − сказал депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, член комитета Государственной Думы по энергетике предприниматель Григорий Владимирович Шилкин. − Справедливо отметить, что высокий уровень безопасности – это социальная необходимость и в то же время серьезная финансовая нагрузка для общества, требующая подключения механизмов, предполагающих солидное расходование бюджетных средств, и принятия соответствующих обязательств региональными и муниципальными властями всех уровней. При этом разработчикам законопроекта необходимо поставить чёткие цели, чтобы бизнес был тоже заинтересован в цепочке этих событий. Брал нагрузку на себя при внедрении и управлении цифровых технологий, а также участвовал в разработке и внедрении комплексных систем, спасающих жизни людей и способствующих недопущению или быстрому устранению последствий чрезвычайных ситуаций.

Заместитель директора Департамента цифрового развития Минстроя России Кирилл Сергеевич Албычев обратил внимание на некоторые сложности, возникающие при разработке обсуждаемого законопроекта:

− В дальнейшем следует четко понимать, чтó действительно несёт социальную нагрузку в части безопасности и, являясь обязательным к исполнению городскими властями, в силу этого не может противоречить развитию программы «Умный город». Необходимо добиться синергетического эффекта, при котором заинтересованные стороны не мешали бы, а помогали друг другу.

Директор ГКУ МО «Агентство развития коммунальной инфраструктуры» Вадим Евгеньевич Каретников, в свою очередь, поделился опытом использования цифровых платформ для управления коммунальной инфраструктурой в Московской области. Так, по словам выступавшего, согласно последней переписи населения, в МО проживает более десяти миллионов человек. В регионе функционируют около семисот энергоснабжающих, четырехсот теплоснабжающих, трехсот водоснабжающих, четырех газораспределительных организаций. Ими управляет созданная система «Региональный портал Госуслуг», выполняющая следующие задачи:

  • цифровизация услуг: технологическое присоединение, обратная связь с жителями по вопросам качества оказания услуг;
  • цифровизация управления: цифровые двойники городских систем и сетей, ситуационно-аналитический центр;
  • цифровизация процессов и объектов: управленческие и технологические процессы, системы автоматизации, диспетчеризации, приборы учёта и прочее.

На портал подаётся единая заявка на все виды услуг. Далее устанавливается, кто находится в зоне действия этой услуги, и в строго отведённый период времени заявка отрабатывается. В период с 2020 по 2021 год оказано около ста тридцати тысяч социально-значимых услуг, поданных в электронном виде. В связи с этим отмечается существенная экономия бюджета региона (более девятисот миллионов рублей за последний год) и личного времени пользователей.

 Подытожил свое выступление директор ГКУ МО следующим сообщением:

− В Центре управления регионом за последний год было отработано около двадцати девяти тысяч заявок жителей Подмосковья и обработано более двухсот тысяч документов. Опыт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) показывает, что это результат очень неплохой.

Председатель Гильдии НСБ МТПП, заместитель председателя КС НСБ России Дмитрий Галочкин остановился на проблемах, связанных с техническими средствами безопасности:

− Специалисты, непосредственно занимающиеся обеспечением технической безопасности при проектировании, установке и эксплуатации запирающих устройств, домофонов и пр., работают с установкой на цифровую трансформацию. Не менее двухсот компаний московского региона нацелены на повышение качества оказываемых услуг для жителей мегаполиса. В настоящее время усилия отрасли направлены на создание цифровой платформы для домофонных компаний, которая со временем может стать подсистемой КСОБЖН. При разработке и внедрении данного IT решения основной акцент будет сделан на развитие института «Старшего по подъезду», главная цель которого − решение текущих проблем горожан и обеспечение круглосуточной обратной связи.

Система безопасности − так, как она реализована сегодня в России, − представляет собой большую перспективную область для дальнейшей работы, в том числе и в сфере домофонии. Обеспечение безопасного и комфортного проживания жителей многоквартирных домов (МКД) должно стоять во главе угла. Запирающие устройство входной группы МКД не эстетический элемент, а реальная защита населения от внешних и внутренних угроз, в том числе и террористических. В первую очередь это элемент определённого взаимодействия с системами «Безопасный город» и «Умный город». Компаниями, входящими в Ассоциацию технических средств безопасности, проведена большая и серьёзная работа с юридической базой для деятельности организаций, осуществляющих техническое обслуживание систем безопасности в МКД. Все предложения, которые планируются внести в разрабатываемый законопроект, не абстрактны и имеют наработанный опыт в реализации правоприменительной и судебной практике вплоть до системы Высших судов всех уровней. Все те проблемы, которые возникают в отрасли вытекают из-за несовершенства юридических норм, регулирующих сферу технических средств безопасности. Основная сложность заключается в том, что ст. 36 «Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» ЖК РФ существенным образом не менялась с 2006 года. Нормативная база, которая регламентирует деятельность технических средств безопасности МКД, сейчас реализуется таким образом, что многие эксплуатирующие ведомства воспринимают запирающие устройства как часть общего имущества собственников МКД.

Управляющий партнёр Адвокатского бюро г. Москвы «Шевцова и партнёры» Виктория Валерьевна Шевцова с таким подходом не согласна:

 − Если юридически подойти к вопросу, то увидим, что так не должно быть. Для того, чтобы запирающие устройства, домофон были юридически отнесены к системе общего имущества, необходимо, чтобы собственники приняли такое решение, оформленное протоколом общего собрания МКД, или это оборудование было изначально (еще при строительстве дома) включено в проектную документацию. Это два существующих способа, которые дают юридически основание запирающему механизму получить законного собственника. К сожалению, на практике управляющие компании полагают, что это оборудование якобы является частью общего имущества собственников МКД и сами начинают им заниматься: меняют поставщика оборудования, проводя общее собрание и выбирая то или иное обслуживающее юридическое лицо. Не всегда добросовестно действуют и новые обитатели МКД. Законопроекты, которые продвигает Ассоциация технических средств безопасности основаны на попытке реализовать наработанную судебную практику, которая будет удобна, как поставщикам услуг, так и жителям МКД. На сегодняшний день важно и возможно, чтобы практически реализовалось право собственников МКД и поставщиков услуг в заключении прямых договоров на обслуживание запирающих устройств в тех случаях, когда оно не отнесено к системе общего имущества МКД, а уточнить это можно в открытом информационном доступе.

В заключении своего выступления Виктория Валерьевна отметила, что, несомненно, оборудование домофонных компаний должно отвечать интересам безопасности собственников МКД, не вредить их здоровью или имуществу. Поэтому основная цель, стоящая перед отраслью технических средств безопасности, − это защита интересов собственников и предпринимателей, которые в свою очередь нуждаются в защите своих инвестиций.

Представитель Некоммерческого партнерства обеспечения безопасности жилых домов «Безопасный Дом» Роман Михайлович Аргатюк поддержал предыдущего оратора в том, что существенным препятствием в развитии отрасли технических средств безопасности являются существующие нормы и правила, согласно которым нарушаются права поставщиков домофонных услуг, например, в части касающейся правил взаимодействия между реальным поставщиком услуг и реальным потребителем. Нередко управляющие организации выдвигают различные требования, строят административные барьеры для доступа в МКД. Зачастую их злоупотребления переходят все дозволенные границы вплоть до порчи оборудования, если это приносит им личную выгоду, позволив добиться основной цели, то есть перераспределения рынка, вразрез с антимонопольным законодательством. По мнению Р. Аргатюка, деятельность одного субъекта не должна идти во вред другому. Подобная практика является плодородной почвой для существования коррупциогенности норм права. Представитель Некоммерческого партнерства уверен, что для развития инвестиционной привлекательности жилищного рынка необходимо устранить белые пятна в законодательстве, мешающие добросовестному ведению бизнеса:

− В жилищном законодательстве необходимо предусмотреть отдельное положение, а именно, «дополнительные услуги», к которым можно отнести как раз услуги по обслуживанию домофонного оборудования. С принятием этой нормы, возможно, будет решён вопрос о заключении прямых договоров собственников МКД с поставщиками услуг. Тем более, что на рынке подобная форма взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями уже существует. Кроме того, необходимо для единых расчётных центров отрегулировать процедуру начисления за услуги. В целях защиты прав собственников и поставщиков услуг на законодательном уровне необходимо разработать чёткий регламент проведения общих собраний, дабы избежать фальсификаций со стороны недобросовестных участников рынка.

В свою очередь, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Елена Александровна Заева сообщила, что антимонопольные органы не вправе принимать меры в отношении управляющих компаний в части, касающейся смены поставщиков. Однако она поддержала инициативу об упрощении проведения общих собраний собственников МКД и внесении изменений на законодательном уровне касательно выработки четкого определения в отношении того, что считать общим имуществом МКД, а что − нет.

Дмитрий Евгеньевич Галочкин проинформировал, что работа по совершенствованию законодательной базы и нормативных документов г. Москвы, в том числе и в целях противодействия коррупции, ведется в МТПП Рабочей группой по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов регулирования рынков технических средств безопасности под руководством Виктора Михайловича Васильева, председателя Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве. В частности Васильевым В.М. и членами Рабочей группы подготовлены предложения по проведению общественного контроля со стороны МТПП собраний собственников жилья по выбору обслуживающих организаций осуществляющих техническое обслуживание входных групп, домофонов, запирающих устройств и видеонаблюдения, а также изменению стоимости этих услуг вызванных ростом цен, в связи с действием недружественных стран. Материалы в настоящее время согласовываются с подразделениями Правительства г. Москвы.

В заключение участники заседания приняли решение о подготовке резолюции по его итогам с учётом всех высказанных мнений. Текст резолюции будет разослан всем участникам мероприятия для дальнейшего согласования. Как подчеркнул вице-президент Ассоциации «ОПОРА России» Владислав Константинович Жукович, резолюции такого рода должны отражать общие интересы отрасли, чтобы другие, заинтересованные, ведомства могли легче признать необходимость и актуальность ее работы в соответствующем направлении. 

Автор: Маркелова Марина