С 1 марта в московских автобусах, троллейбусах и трамваях перестанет работать бесплатный Wi-Fi: ГУП «Мосгортранс» временно закрывает этот сервис. Причина отключения интернета связана со сменой подрядчика. Вместо NetByNet, который осуществлял поставку услуг интернета в общественный транспорт с 2015 года предприятие будет стараться найти другого поставщика. При этом эксперты отмечают все более снижающуюся роль WiFi в транспорте, из-за того что мобильные технологии становятся все более и более продвинутыми. Скорее всего в ближайшее время эта услуга останется как социальная, а также как один из признаков так называемого «умного города».

Сумма предыдущего контракта составила 403 миллиона рублей. За эти деньги NetByNet подключил к WiFi 8 тысяч столичных автобусов, троллейбусов и трамваев. Договор с NetByNet действует до 31 декабря этого года. Пока нет информации каким образом будет урегулировано досрочное расторжение. По условиям договора, он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или заказчиком в одностороннем порядке в случае нарушения требований к качеству услуг. «Ведомости» в апреле 2019 года сообщали, что, по мнению «Мосгортранса», некачественный Wi-Fi негативно влиял на его имидж, перевозчик не исключал «юридического способа защиты интересов».

«Мосгортранс» подготовит новые требования, техническое задание для конкурса сформируют по итогам опроса пассажиров, уточнил представитель предприятия. Ожидается, что Wi-Fi снова появится во втором полугодии 2020 года. Новый контракт также может охватить коммерческих перевозчиков, полагает один из источников.

В самой NetByNet «с пониманием» отнеслись к решению «Мосгортранса» о приостановке услуг, сообщил гендиректор провайдера Андрей Батанов. «Москва полностью оснащена сетью мобильного интернета, его пользование растет, в этом контексте роль городского Wi-Fi действительно стоит пересмотреть»,— считает он. NetByNet полностью исполнил обязательства по контракту, подчеркивает господин Батанов. «Средняя ширина канала на пользователя Wi-Fi превышала зафиксированный в договоре диапазон 256 Кбит/с — 10 Мбит/c и составляла 13,9 Мбит/с. Только в 2019 году пассажиры воспользовались услугой 1,7 млрд раз. За это время передано более 651 Тб данных»,— сообщил он.

Учитывая что позиции NetByNet и «Мосгортранса» на вопрос качества предоставляемых услуг отличается кардинально, стоит ожидать решения вопроса через суд, считает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова. При этом, если выяснится, что все это время ГУП без каких-либо нареканий принимал услуги и этапы контракта, доказать обоснованность претензий будет гораздо сложнее, предупреждает она. Однако, так как инициатива расторжения контракта исходит от «Мосгортранса», значит имеются веские доказательства того, что качество интернета не соответствует заявленному в договоре.

Коммерческий директор МТС в Московском регионе Алексей Назаров указывает, что востребованность Wi-Fi снижается из-за развития мобильных сетей. «Но у этой услуги в наземном транспорте есть свои поклонники, а также потенциал для использования в проектах по автоматизации»,— добавил он.

Когда Wi-Fi начал развиваться в Москве, еще не было альтернативы в виде покрытия мобильными сетями с высокой скоростью передачи данных, напоминает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. «Для городских властей сейчас это скорее социальная услуга, которая может быть востребована абонентами в роуминге или для экономии мобильного трафика»,— считает он. Стоимость мобильного интернета снизилась настолько, что в городском Wi-Fi заинтересованы в основном туристы и командировочные, согласен директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. Но наличие Wi-Fi в общественном транспорте — одна из составляющих в рейтингах «умных городов», напоминает он, сервис используется для доступа к туристическим приложениям, а также для отслеживания перемещений с целью оптимизации маршрутной сети и нагрузки на общественные пространства.