Представьте себе картину: вы вызываете такси, а приезжает машина без водителя, управляемая искусственным интеллектом.

Страшно? Или удобно? А насколько безопасно?

Сегодня на круглом столе в ЦОДД Москвы обсуждали вопросы развития сферы столичного такси, в том числе с точки зрения повышения безопасности: и системные переработки водителей с нарушением режима отдыха, и завышенную комиссию агрегаторов, и большое количество таксистов с низкой квалификацией вождения, и незнание города и основных маршрутов, и недостаточный контроль за качеством отбора таксистов со стороны служб заказа.

Все эти проблемы, безусловно, важны и требуют решения. Но я убежден: очень скоро они перестанут существовать. Уже сегодня очевидно, что будущее такси за беспилотными автомобилями. Отрицать это так же глупо, как было глупо со стороны компании «Кодак» не верить в то, что цифровые фото вытеснят пленочные фотоаппараты, а со стороны компании «Нокиа» — проморгать момент победы смартфонов.

Первые беспилотные такси могут появиться в Москве уже в 2024 году, и «беспилотники» снимут основные проблемы, которые мы обсуждали сегодня. Но в течение 10 лет с вероятностью 90% совсем исчезнет профессия «водитель».

Поэтому есть новые серьёзные риски. Социальные, прежде всего.

По разным данным, сегодня в Москве и области работают свыше 150 000 таксистов, примерно половина из них — граждане иностранных государств, иными словами — трудовые мигранты.

Куда пойдут работать все эти люди, как россияне, так и иностранцы? Чем займутся, оставшись без привычного заработка? К чему может привести безработица в этом сегменте? Как нам адаптировать людей и помочь заранее получить новую квалификацию для трудоустройства? Как не допустить негативных социальных последствий?

Эти и другие вопросы требуют поиска ответов. И начинать надо не завтра, а уже сегодня.

По каким правилам будут функционировать беспилотные такси, тоже пока не ясно. Единственным документом в этой области является Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств, утвержденная Правительством Российской Федерации в марте этого года. Но она содержит лишь общие понятия и не отвечает на конкретные вопросы, например, о том, кто будет нести ответственность в случае ДТП с участием «беспилотника».

К сожалению, довольно часто наша законотворческая деятельность является реакцией на уже произошедшие негативные события. Мы в роли догоняющих. В случае с беспилотным такси мы можем уже начинать работать на опережение.

Например, совместно с Департаментом труда и социальной защиты начать готовить программы переобучения водителей.

Приступить к работе над законодательной базой, которая бы установила порядок использования беспилотных транспортных средств.

А вы как считаете, водителей уже пора готовить к неизбежному? Будете пользоваться беспилотным такси? Или пока это всё расцениваете как фантазии футурологов?