Ректор МГУ заявил о возможном создании научных школ при университете

Дата публикации: Среда, 29 апреля

Виктор Садовничий, ректор МГУ, сообщил о планах университета на ближайшее время. Руководство не планирует реструктурировать или ликвидировать существующие факультеты и намерены полностью сохранить их автономию. Зато сейчас активно обсуждается возможность объединения научных исследований.

Виктор Садовничий, ректор МГУ

Речь идея о создании научных школ по наиболее востребованным направлениям. Ярким примером может служить математическая школа мирового уровня, которая включает в себя механико-математический факультет, вычислительный центр и факультет вычислительной математики. Они объединились, но при этом не изменили свою административно-управленческую структуру.

Эта идея пришла из западных развитых университетов и пробудила в ректоре желание «укрупнить задачи» в следующих науках:

  • о жизни;
  • о Земле;
  • об обществе.

Как отметил Садовничий, создание научных школ станет одним из этапов новой программы развития МГУ. Окончательное решение будет принято в сентябре после обсуждений на собрании коллектива.

Ожидается, что научная школа позволит студентам развиваться в более обширном направлении и выбирать индивидуальную образовательную траекторию без каких-либо ограничений (как в случае с факультетами). На данный момент система несовершенна, поскольку для перевода на другую программу студенту приходится сдавать множество зачетов и экзаменов. А вот научная школа обеспечит некоторую мобильность, в том числе при подготовке студентов.

Напомним, что «Инициативная группа МГУ» и «Проект» уже вели разговоры о возможной реформе и полном пересмотре структуры университета. Речь шла об объединении почти 40 факультетов, лабораторий и институтов в ограниченное количество школ (до 16). При этом деканы должны были остаться руководителями своих факультетов, а школу мог возглавить любой другой сотрудник.

Однако сообщество «Клуб 1 июля», в который входят академики и профессора РАН, высказались против такой инициативы. Они уверены, что подобная реформа может негативно отразиться на научной и образовательной деятельности университета.