Победы мэрии и бизнеса Москвы оплатят горожане?

Дата публикации: Среда, 18 июля

Довольно успешный и перспективный проект мэрии по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в Москве достигается путем ликвидации социальных обязательств в целом.

фото: газета Тверская 13

Объем всех договоров по проектам ГЧП с 2013 года по настоящее время превышает 815 млрд рублей, заявил глава департамента экономической политики Владимир Ефимов. Газета «Тверская 13» выяснила, что на сегодняшний день самыми крупными областями сотрудничества власти и бизнеса стали контракты жизненного цикла, проекты строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и автодорожных концессий.

«Москва, как и все крупные города мира, сталкивается с глобальными проблемами, связанными с развитием инфраструктуры, необходимостью создания высокопроизводительных рабочих мест, модернизации производственных объектов. Одним из наиболее эффективных механизмов решения проблем такого масштаба является государственно-частное партнерство, – прокомментировал Ефимов. – Столица на протяжении трех лет является лидером в развитии ГЧП в России и одним из первых, кто использует такие инструменты».

Глава экономического ведомства также пояснил, что вместе с традиционными инструментами ГЧП в Москве применяются инновационные подходы. Например, в октябре 2017 г. впервые в России был применен офсетный договор в сфере промышленности, суть которого заключается в том, что город заключил с поставщиком контракт до 10 лет, чтобы доставить желаемую продукцию с обязательствами поставщика инвестировать не менее 1 миллиарда рублей в организацию производства на территории Москвы. Объем инвестиций по договору составит не менее 3 миллиардов рублей, сообщает источник редакции.

Другими словами, инновационный метод мэрии, который заключается в том, что город переложил свои задачи по развитию инфраструктуры на плечи частных инвесторов, безусловно, производит впечатление. При этом предприимчивые чиновники сумели сэкономить бюджетные деньги, расходы перешли к частным лицам, а о дальнейших социальных последствиях можно только догадываться.

Фактическая составляющая программы, посвященной строительству трехсот ТПУ, в том, что Москва берет на себя обязательства подключить к объектам необходимые коммуникации, упрощает бизнесу процедуру получения разрешений и позволяет инвестору строить в зоне ТПУ коммерческие объекты – жилые комплексы, гостиницы, торговые центры, апартаменты. Почему это так выгодно городу?

Москва продает землю и совершенно не несет никаких финансовых расходов на строительство тех самых ТПУ.

Но этим история не ограничивается. Возведенные дома и квартиры в них фактически являются жилыми помещениями, но формально считаются объектами ТПУ и поэтому не требуют оснащения соответствующей инфраструктуры в виде детских садов, школ, клиник, детских площадок. Если выразиться яснее, это помещения временного пребывания, собственники которых не имеют права рассчитывать на причитающуюся социальную инфраструктуру. В этом и состоит взаимный интерес чиновников и бизнеса. Инвесторы не развивают инфраструктуру, а чиновники не заставляют это делать бизнес, а в случае неисполнения партнерами основных договоренностей Москва отказывается их заканчивать.

Редакция не сомневается: такое положение дел могло бы сохраняться сколь угодно долго. Но сегодня такое положение вещей вызывает серьезное недовольство граждан. В ряде регионов России оно привело к возмущениям среди жильцов, вложивших иногда последние средства в покупку относительно дешевых апартаментов, как, например, в Московском регионе. Люди уже конкретно начинают требовать строительства садиков, поликлиник и школ.

Минстрой, похоже, озаботился ситуацией, и в 2017 году начал обсуждение законопроекта о переводе апартаментов в статус жилых помещений. Возможно, такая инициатива даже будет поддержана законодателем. Став собственниками жилых помещений, граждане получат право требовать от властей развития соответствующей инфраструктуры. Но только где возьмут на это дополнительные миллиарды региональные власти, если даже богатейшая Москва предпочитает владельцев апартаментов «прикреплять» к имеющимся соцобъектам? Пока непонятно. К митингам обманутых дольщиков мы уже привыкли, на очереди – выступления обманутых владельцев апартаментов?

Ну а пока в программе развития транспортной инфраструктуры баланс между транспортной и коммерческой функциями сохраняется в пользу последней. Власти сообразили, как городской проект можно реализовать за частные деньги при солидном сокращении бюджетных затрат. Поэтому зачастую, как в случае, например, с ТПУ «Тропарево», ненужный, с точки зрения пассажиропотоков, пересадочный узел возводится с весьма привлекательным социально значимым обоснованием: придать дополнительный импульс развития прилегающим территориям.

А на деле – ради строительства в очень выгодном месте очередного торгового центра.