Пьеса А.Н. Островского «Не все коту масленица» на малой сцене МХАТ им. М. Горького — удивительным образом востребована как ценителями русской классики, поклонниками острого пера автора, так и молодежью, которая идет сюда за настоящими чувствами.

фото: газета Тверская 13

Неслучайно малая сцена со своим очарованием, когда ты буквально дышишь в такт с актерами и видишь малейшие изменения эмоций — поднята ли бровь громогласного Ахова, играет ли румянец на щеках Агнички, дрожат ли ресницы застенчивого и нерешительного Ипполита — эта малая сцена еле вмещает всех желающих.

Актуальный Островский

Спектакль оказался чрезвычайно созвучным нашему времени. Москвичи вообще заявляют — вдруг, здесь, вроде бы за легким сатиричным, немного даже лубочным сюжетом, оформленным яркими декорациями милого дома героинь, вдруг окатывает как из ведра — не так ли я веду себя с подчиненными, с теми, кто зарабатывает меньше, не так ли я гонюсь за золотым тельцом и забывая сам себя. Что тогда я сам? Что тогда любовь и жизнь?

Конфликт денег и чувств – тема вечная. Выбор между одним и другим, твердость в сохранении достоинства либо гонка за выгодой — не об этом ли и сейчас тревожатся маменьки взрослеющих дочерей? Что Ермил Зотыч, что современный нефтяной магнат — избавление от тревог финансовых, но какой ценой?

Кошелек или жизнь?

Островский приходит в этой пьесе к неожиданному финалу – настоящая чистая любовь побеждает тугой кошелек, и масленица для привычного к ней наглого кота оборачивается постом, по острому замечанию Матушки, прекрасно сыгранной Натальей Моргуновой. Богатый купец Ермил Зотыч, самодур и наглец, упивающийся своей властью, столкнувшись с искренним чувством, вынужден перед ним отступить.

Что интересно, сами актеры, прекрасно и искренне подающие классический текст, говорят, что в этой пьесе все роли — главные. Возможно, так и есть — каждый чем-то приметен, у каждого своя линия, даже у забавной прислуги Маланьи свой запоминающийся образ.

По словам исполнителя роли Ипполита Кирилла Зайцева, настолько изменились люди в наши времена, что смысл поступков героев приходится пропускать через себя не единожды: «Наверно, со стороны кажется странным, что Ипполит попросту не удирает с этими большими деньгами, зачем ему все делать открыто, а он вот так воспитан, не может, надо, чтоб по чести, пусть в чем-то он и малодушен, но здесь — четко по совести».

О том, насколько глубоко прописан характеры в легкой на вид пьесе, говорит и Наталья Моргунова: «Сколько любви и понимания, мудрости в моей героине. Как велико в ней понимание мироустройства, как должно быть даже в их с дочерью сложной жизненной ситуации. Мне и самой хотелось бы быть такой. Это умение мыслить вертикально — мерилом всего ставить Бога, и именно так подходить к решениям. Я стараюсь это в себе найти».

Магия МХАТа

Находят себя в героях и многие зрители —девушки и юноши, обдумывающие житье, их озабоченные родители, крутые бизнесмены и студенты, мечтающие о «Мерседесах». Каждому найдется, о чем подумать. Сама пьеса Островского написана так легко и иронично, что сначала ты просто посмеиваешься на происходящим, но незаметно, минутка за минуткой, вздох за вздохом, смешок за смешком, — и ты внутри, и переживаешь, и коришь сам себя за гордыню, стяжательство, трусость, размышляя в категориях русского психологического театра. Это и есть — магия МХАТа.

В ближайшее врем можно насладиться спектаклем 24 января, 9 и 29 февраля