Какая она — школа будущего?

Дата публикации: Пятница, 22 июня

Стратегическая цель — прорыв в сфере образования.

В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин задал вектор на цифровизацию и развитие современных технологий. «С помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира», — отметил в обращении Президент.

При этом глава государства сделал особый акцент на развитии сферы образования, которая является одной из ключевых для развития страны. «Международные эксперты признают, что наша начальная школа уже одна из самых сильных в мире. Мы продолжим и активную работу по развитию нашего общего образования, причём на всех уровнях», — заявил Путин.

Классика в новых форматах

Традиционно первым тренд ловит Москва. Сегодня руководство региона активно развивает проект «Московская электронная школа». Ключевая особенность в том, что МЭШ позволяет разнообразить форматы уроков для школьников. Для этого столичный департамент образования даже ввёл специальную грантовую систему поощрения учителей, например, за разработку электронного учебного пособия, пользующегося популярностью у учителей, по данным из открытых источников, учителю предлагается до 150 тыс. руб., за сценарий урока в зависимости от количества скачиваний от 50 до 100 тыс. Сейчас библиотека насчитывает свыше 300 тыс. учебных материалов, из них более 20 тыс. полностью готовых сценариев проведения уроков по всем основным школьным предметам.

«Цифровая мини-революция под названием «Московская электронная школа» (МЭШ) происходит в образовании <…> впервые в школах появляется реальный цифровой контент — сценарии уроков, презентации, учебники, виртуальные лаборатории. При этом на этапе разработки контента мы ничего не платим. Выплаты начнутся только в случае, если электронный контент будет реально использован на уроках. Чем больше скачиваний контента в классах, тем выше оплата. Но даже на таких жестких условиях к нам сейчас разработчики учебных материалов в очередь выстраиваются, чтобы загрузить в МЭШ свой контент», — рассказывает в интервью газете «Тверская 13» мэр Москвы Сергей Собянин.

Больше интерактива

Другой тренд — интерактивная подача материала с использованием различных современных устройств. В школах устанавливаются многофункциональные электронные панели, вместо устаревших меловых досок, дневники и учебники оцифрованы и теперь детям не надо таскать множество книг и тетрадей, достаточно одного планшета. Это касается не только вопросов удобства и эргономики, но и новых возможностей для эффективной организации образовательной деятельности на уроках.

Приходят в школу и самые передовые технологии виртуальной и дополненной реальности. Безусловно город даёт москвичам неисчерпаемые возможности для проведения уроков в музеях, на высокотехнологичных предприятиях, в парках. Но в ряде случаев за время урока невозможно посетить, например, сразу несколько картинных галерей, если представители изучаемой эпохи рассредоточены в пространстве или познакомиться с культовыми сооружениями всех основных религиозных конфессий города, при этом не только по причине рассредоточенности, но и по причине ограниченности доступа к ряду объектов или зон. Нельзя оказаться в таких труднодоступных к посещению местах, как, например, центр управления полётами или машинные залы электростанций… Потаённые уголки города, обладающие серьезными образовательными ценностями, открывают к посещению школьников виртуальные экскурсии в формате видео-360. Ребёнок органично дополняет и закрепляет свои знания путешествуя, не выходя из класса в том числе. Ребятам для этого достаточно собственного смартфона и специальных очков, которые кстати могут быть сделаны тоже самостоятельно и даже из картона.

В столице такой проект успешно запущен и стремительно развивается. Подготовлены несколько десятков виртуальных образовательных путешествий видео-360, которые предоставляют уникальные образовательные возможности, доступные всем учителям и школьникам в Библиотеке Московской электронной школы (МЭШ). Например, в путешествии «Электроэнергетика Москвы» с высоты птичьего полёта можно без труда разобраться в устройстве грандиозного сооружения крупнейшей гидроэлектростанции на примере Иваньковской ГЭС, а в путешествии «Освоение космоса» поучаствовать лично в стыковке с МКС и тренировке космонавтов, вспомнив, знания каких уроков при этом нужны космонавту, а на уроках биологии или географии – отправиться в экологическое путешествие по главным экосистемам московского региона… Создателем уникального контента виртуальных образовательных путешествий выступил Московский центр развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО).

Все решают учителя

При этом, по замыслу авторов МЭШ, окончательное решение о том, в каком формате и по какому сценарию следуют преподавать предмет остается за учителями.

«Главными авторами контента МЭШ являются московские учителя. Это вполне естественно – вряд ли кто-то лучше опытного учителя знает, какие элементы нужны для урока, какой сценарий урока будет удобен, и самое главное, что нет никакого чиновника над ними, который бы решал: это хорошо, а это плохо, отмечает в интервью «Новой газете» глава столичного департамента образования Исаак Калина. Да, при Московском методическом центре образования есть группа модераторов, в составе которой те же самые московские учителя, признанные сообществом, опытные, с высокими результатами учеников. Но они не решают, нужен материал учителям или нет. Их задача – не пропустить материал, который нарушает нормы системы образования».

Цифровизация по всей стране

Сейчас проектом МЭШ активно заинтересовалось федеральное Министерство просвещения. Мэр Москвы подписал соглашение с Ольгой Васильевой, по которому Российская электронная школа будет использовать наработки столичного проекта. На данный момент уже шесть регионов планирую внедрить опыт работы МЭШ в свою систему образования.