Как хотите… Зрители МХАТ им. М. Горького охотно позволяют парикмахерше Ирине — состричь рутину буден!

Спектакль «Парикмахерша» по пьесе драматурга Сергея Медведева — наконец-то отвечает на вопрос: что будет, если ждать принца. Это хорошо, когда тебе 20, а вот Ирине где-то между 30-ю и 40-ка. И ее ожидание — вызывает уже не непосредственную, а горькую улыбку.

Героиня истории Ирина, в исполнении актрисы Инги Оболдиной, работает парикмахером в маленьком провинциальном городке. Спектакль начинается с того момента, как она получает письмо. Ей пишет уголовник Женька, оказывается, когда-то Ирина написала ему в колонию, и вот теперь каждый раз прижимает его письма-ответы к сердцу. Он сообщает, что он очень её любит, и скоро они будут вместе. Осталось до освобождения «всего» 100 дней.

Она ни разу его не видела, он даже не прислал фотографию, но всё это для Иришки не важно. Когда Женька пишет, что убил свою жену, за что и отбывает срок, Ирина искренне страдает вместе с ним, оправдывает его — «она же была крикливой». Наивность и мечтательность главной героини как магнитом притягивает к ней мужчин, и будь она хваткой, вопрос с замужеством был бы давно закрыт, но Иришка упорно не хочет замечать реальную жизнь. Она мечтает, что Женька вернётся, и они уедут в Москву. И эта розовая мечта сопровождает Ирину весь спектакль. Непрактичность приводит ее к встрече с пожарным Виктором, и тот узнает в Ирине родственную душу.

Герой в огне

Мир Виктора тоже ограничен. В свои годы он живет с мамой, фанатично увлечен своей работой и постоянно приносит с потушенных пожаров какие-то трофеи: то обожженный медальон, то пылесос, то телевизор. Такое простительно мальчику 11-ти лет, но не мужчине. И ухаживает он так же непрактично — цветы в один день приносит, шампанское в другой, предлагает Ирине разделить его страсть — посмотреть на пылающий дом. И дискотека — с музыкой, которая ему не нравится, тоже оказывается не к месту — и в этой неприспособленности к жизни Виктор с Ириной очень похожи. Виктор по-настоящему любит Ирину земной человеческой реальной любовью, более того — он готов жертвовать.

Пытаясь построить отношения с Ириной, он получает отказ — она ждет своего Женьку (написал, что будет « уже через пятьдесят дней»), и Виктор уступает, потому что хочет ей счастья.

Судите сами, несудимы будете

Ирина также нравится местному судье, и тот часто заходит в парикмахерскую — постричь его «как обычно». У него есть жена и дети, но с Ириной ему легко, она не похожа на других, такая мечтательная, по-детски наивная, — он предлагает Ирине быть его любовницей, но тоже получает отказ. С ним парикмахерша обсуждает свое будущее с возлюбленным, который скоро вернётся из тюрьмы. И на все осторожные вопросы судьи отмахивается, продолжая находиться в мире своих фантазий.

Этим розовым очкам втайне завидует ее напарница Татьяна, но у неё совершенно другой взгляд на жизнь. Татьяну мы встречаем с любовным романом в руке, но в этот выдуманный мир она не погружается, а предпочитает знакомиться с ним на расстоянии, сохраняя здравый рассудок. Она резонно советует Иришке, чтобы та не жгла письма от своего заключённого, потому что «если ничего не получится, то хотя бы останется память». И когда ей предлагают быть музой, удивляется — а что, разве так можно? Ведь она согласна с тем, что её внешность не для всех, и она права — она обычная женщина и признаёт это, более того — видеть в другом качестве её никто не готов. Когда, выпив шампанского, Татьяна начинает читать свои стихи, её никто не слушает, потому что в понимании окружающих она — другая.

В погоне за счастьем

Комичны эпизодические реплики и появления владельца парикмахерской Миши, его не интересует бизнес, у него в заведении нет ни одного кассового аппарата, он увлечен погоней за счастьем в Туапсе. Наконец, бывший муж Ирины — тоже гонится за своим счастьем, признанием, но вместо работы над этим придумывает перфомансы с топором и становится алкоголиком от нереализованности.

Больше всех раскрывается сущность главной героини, когда персонажи рассматривают мини-картину будущего. Там та же парикмахерская, тот же судья, Ирина, Татьяна… только главная героиня убирает свою фигурку из этого мини-театра и произносит монолог, оказываясь вне этой картинки. Однако никаких декораций там нет — вокруг ее фигурки пустота.

Жизнь как книга… с картинками

На протяжении всего спектакля зритель видит декорации художницы Полины Бахтиной. Жизнь героев проходит сквозь картонную раскладушку — и комната Виктора, и дискотека, и квартира Ирины, и парикмахерская — все оказывается похожим на картинки из детской книжки. И герои, когда двигаются — как куклы… Всё говорит нам, что это игра. Это просто веселая игра.

Кульминацией становится коварный замысел возлюбленного Иришки. Когда он возвращается из тюрьмы, она по-прежнему продолжает любить образ принца, глядя на явного отпетого уголовника. И доверяет ему, и готова отдать всё, лишь бы решить его проблемы. Как обычная женщина, она хочет семью и детей, но в планы Женьки это не входит. Он неисправим. Её любимый равнодушно расправляется с Ириной, более того возвращается на место преступления, чтобы добить.

И вот здесь мы наблюдаем тот самый «момент истины» — Ирина находится в пустом пространстве и задаёт вопрос, обращаясь скорей всего к себе: «За что мне это, я же никому не делала вреда?» И от этого пронзительного откровения приходит к Ирине помощь в виде пожарного Виктора, который замечает её, отогревает, и спасает ей жизнь, более того — он усыновляет ребенка от Женьки-уголовника. И здесь бы парикмахерше Иришке успокоиться, заземлиться, перестать витать в облаках, но спектакль заканчивается тем, что она снова получает письмо от Женьки, где после всего содеянного он раскаивается. И Ирина ему снова верит!

Режиссеру Руслану Маликову на протяжении всего спектакля удается погружать зрителя каждый раз в новые чувства. Невозможно не влюбиться в главную героиню — парикмахершу Иришку, но симпатия тут же сменяется удивлением. Герои пьесы вызывают обиду, гнев, страх, досаду — особенно резко чувствуется переход от романтических кукольных историй к жестокой правде жизни. И только хэппи-энд возвращает зрителей к позитивному мета-утверждению, что все в этом мире будет хорошо. Аплодируя актерам, каждый чувствует себя обновленным, как после парикмахерской!

Подстричь свои чувства и окунуться в эмоции вместе с героями «Парикмахерши» можно 31 января, 07 и 28 февраля.