С соответствующей инициативой парламентарии выступили на парламентских слушаниях, прошедших в Московской городской Думе 18 февраля.

По словам инициатора слушаний, председателя комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилла Щитова, прибывая на место возгорания, пожарно-спасательные подразделения Москвы зачастую сталкиваются с отсутствием аварийных проездов, а хаотично припаркованные личные автомобили жильцов многоквартирных домов не позволяют разместить технику. При этом существуют определенные пробелы в текущем законодательстве, регулирующем данный вопрос, причем как на региональном, так и на федеральном уровне.

«Анализ региональных законов показал, что норм, устанавливающих ответственность за установку и стоянку транспортных средств в местах, предназначенных для специальной и пожарной спецтехники, в них не содержится. Запрет на стоянку транспортных средств, создающих помехи проезду спецтранспорта, может содержаться только в правилах благоустройства на местном уровне, — отметил Кирилл Щитов. — Федеральное законодательство, в свою очередь, не содержит конкретных требований и параметров к устройству и обозначению площадок для пожарной и специальной техники на придомовых территориях многоквартирных домов. Кроме того, существует лишь запрет на использование площадок для пожарной техники транспортными средствами, не учтено, что они могут быть заняты и другими объектами (мусором, вывозимой мебелью и пр.), что также создает угрозу общественной безопасности».

По словам Кирилла Щитова, в Москве на сегодняшний день законодательно закреплены требования о пожарной безопасности при планировке и застройке города, но поскольку в федеральном законодательстве нет конкретных требований к организации пожарных площадок, то застройщики могут и не учитывать места для пожарной спецтехники при проектировке новых жилых кварталов.

В столице также действуют Методические рекомендации по устройству площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов города Москвы от 2 июля 2010 года, утвержденные первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым.

«Согласно положениям рекомендаций, площадки для установки пожарной техники обозначаются определенным цветом, оборудуется табличками «Площадка для пожарной техники, стоянка автотранспорта запрещена», знаком «Остановка запрещена», информационной табличкой «Площадка пожарной безопасности». Однако согласно статье 3 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы», указанные методические рекомендации не входят в систему правовых актов города Москвы и формально не обладают признаком юридической обязательности. А, значит, их можно выполнять, а можно и не выполнять. Сугубо формально, сегодня оштрафовать владельца автомобиля, припаркованного на площадке для спецтехники, нельзя», — пояснил депутат.

Таким, образом Московская городская Дума выступает с инициативой о внесении изменений в закон Закона города № 13 «О пожарной безопасности в городе Москве» и Кодекс административных правонарушений города Москвы с целью утверждения:

— конкретных технических требований по организации проездов и площадок для пожарной и специальной техники в городе Москве, с учетом специфики разных дворовых территорий;
— круга ответственных органов исполнительной власти, осуществляющих организацию, содержание, эксплуатацию проездов и площадок;
— административной ответственности для организаций, не соблюдающих требования по содержанию и эксплуатации площадок для пожарной и спецтехники, а также для граждан, за остановку и стоянку на местах, предназначенных для пожарной и спецтехники
.

Московская городская Дума разработает соответствующие поправки в закон города Москвы № 13 «О пожарной безопасности в городе Москве», кодекс города Москвы об административных правонарушениях.

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) Сергей Серёгин видит решением озвученной проблематики разработку проекта национального стандарта ГОСТ Р «Производственные услуги. Устройство площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов. Общие требования».

Актуальность разработки данного проекта стандарта обусловлена тем, что федеральным законодательством определено требование о необходимости наличия противопожарных проездов и площадок для размещения пожарной техники при строительстве и эксплуатации зданий (помещений, сооружений).

Но в настоящее время, технические требования к обозначению указанных проездов и площадок не установлены, что вызывает сложность при реализации управляющими компаниями обязанности выполнения противопожарного режима, а также затрудняет понимание гражданами запрета парковки машин в данном месте. Одновременно, придомовая территория относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, контроль за которой ГИБДД не осуществляет и не размещает на ней в обязательном порядке запрещающие дорожные знаки.

В круглом столе приняли участие:
— представители Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы; Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы; Главного Управления МЧС по городу Москве; Прокуратуры города Москвы; ГКУ ЦОДД; Мосжилинспекции и другими экспертами,
— депутаты Московской городской Думы;
— активисты проекта «Безопасная столица»;
— жители города Москвы.