Участок земли на Юго-Восточной хорде признали радиационно безопасным

Дата публикации: Пятница, 17 июля

С 17 июля возобновляются строительные работы на Юго-Восточной хорде, ранее прерванные из-за обнаруженных следов радиации. Как утверждают глава ФГУП «Радон» Алексей Лужецкий и специалисты из РАН опасности радиационного заражения нет.

О том, что участок земли около Московского завода полиметаллов в зоне строительства участка Юго-Восточной хорды будет рекультивирован сообщал в январе мэр Москвы Сергей Собянин. В феврале был проведен тендер на право проведения работа по радиационному контролю, изъятию и транспортировке радиоактивных отходов на правом берегу Москвы-реки. Конкурс выиграло ФГУП «Радон», являющееся одной из структур «Росатома». Общая сумма тендера — 80 миллионов рублей. На момент подписания контракта общий объем радиоактивных отходов был оценен в 1 кубический метр. Выполнить работы предполагалось за три месяца.

В настоящий момент работы на участке строительства трассы окончены. В ходе проведенных анализов почвы были выявлены локальные участки загрязнений, которые были подвергнуты рекультивации, а грунт с них вывезен. Об этом рассказал глава «Радона» Алексей Лужецкий. Проверкой качества выполненных работ и безопасности участка занимались представители Роспотребнадзора. Согласно их заключению территория соответствует всем нормам и правилам. «Работы проведены в полном соответствии. Мы считаем, что на сегодняшний момент на этом участке могут продолжаться дальнейшие работы», — отметил Алексей Лужецкий.

Он отметил, что загрязненных участков было пять. Всего было исследовано порядка 2 тысяч квадратных километров территории. Загрязненный грунт вывозился на специализированный полигон «Радона» на севере Московской области. Лужецкий отметил, что данные отходы не представляют опасности и могут быть использованы в строительстве.

В настоящее время можно приступать к монтажно-строительным работам, рассказал директор УДМС Василий Десятков. Прокладку участка Юго-Восточной хорды с мостовым переходом через Москву-реку и четырьмя транспортными развязками будет заниматься «Мостотрест». Как отметил Василий Десятков, в настоящее время территория находится в распоряжении подрядчика. В настоящее время разрабатывается примерный график работ на участке.
«Мы планируем начать работы 17 июля — вся разрешительная документация есть, подрядчик готов начать работы», — сказал Василий Десятков, отвечая на вопрос о сроках начала строительно-монтажных работ на рекультивированном участке.

Согласно первоначальным планам строительства, участок хорды должен будет сдан в 2023 году. При этом директор УДМС отметил, что вполне вероятно окончание работ и ранее этого срока. Также он отметил, что во время проведения строительных работ специалисты «Радона» будут проводить мониторинг местности на предмет радиационного заражения. Для этого был подписан соответствующий договор с генподрядчиком.

«Ни один кубометр земли не будет вывозиться со стройплощадки, если не проведен контроль. Вывозиться будет только безопасный грунт. При выявлении каких-то превышений работы будут приостановлены и произведена рекультивация», — заверил глава УДМС.

Как отметили специалисты Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН) показания с участка строительства хорды не выходят за пределы допустимых в Москве. Ученые уже выезжали на место строительства ЮВХ в декабре 2019 года, когда их сюда позвали местные жители обеспокоенные возможностью радиационного заражения местности.

«Мы выехали на место и провели детальное обследование местности, забор грунтов, спектрометрический анализ. Составили карту территории, на которую были нанесены показатели измерений. В результате выяснилось, что радиационная обстановка не представляла угрозы для населения», — рассказал Сергей Красноперов из ИБРАЭ РАН.

Он отметил, что это показали как фактические измерения, так и моделирование, проведенное с помощью специального программного обеспечения, которое включало в себя прогноз самых различных ситуаций, в том числе и возникающих при непосредственном строительстве.

«При всех сценариях никаких угроз для населения нами не прогнозируется как расчетными методами, так и фактическими измерениями. Оценки, которые мы получили, были в сотни раз ниже допустимо установленных уровней, которые есть в нормах и правилах радиационной безопасности», — отметил Сергей Красноперов.

15 июля 2020 года, уже после выполненных ФГУП «Радон» работ, специалисты ИБРАЭ РАН провели повторные обследования территории. «Результаты уже получены — опять мы подтверждаем, что рисков для населения с точки зрения здоровья и радиационной безопасности нет. Никаких превышений радиационного фона мы не зафиксировали», — добавил он.

Юго-Восточная хорда должна стать частью Большого хордового кольца Москвы и пройти от пересечения Северо-Восточной хорды с шоссе Энтузиастов до пересечения МКАД с улицей Поляны. Длина трассы составит около 36 км с мостом через Москву-реку и десятками развязок. Однако активисты выступают против строительства в районе платформы Москворечье. По их мнению, строители могут повредить радиоактивный могильник, что может привести к распространению радиоактивной пыли по всему городу. Недавно выступающие против Юго-Восточной хорды активисты сообщили о задержаниях.

В июле 2019 года издание The Village писало, что Юго-Восточная хорда пройдет впритык к могильнику завода полиметаллов, принадлежащего «Росатому». Издание отмечало, что там захоронены радиоактивные отходы урановых и ториевых руд. Эту информацию опровергали в Москомархитектуре. В мэрии Москвы осенью 2019 года называли фейком данные о радиации в месте строительства хорды.

Митинг против строительства хорды рядом с радиоактивным могильником в Москве в июле 2019 года. Российское отделение «Гринпис» и специалисты химического факультета МГУ зафиксировали в этом районе повышенный уровень радиации.

В январе 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что рядом с заводом полиметаллов нашли «пятна радиоактивного заражения», которые остались с советского времени. Тогда же он сообщил, что власти будут рекультивировать свалку.