Сегодняшних москвичей и жителей ближнего Подмосковья сложно удивить развивающими методиками в сфере образования детей. Количество детских клубов, частных школ и культурно-досуговых центров в спальных районах зашкаливает. Все пытаются «продать» родителям самые последние «ноу-хау» для развития их детей, которые непременно сделают из их ребёнка сверхчеловека. Но так ли эффективны эти стремительно появляющиеся новшества в образовании? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Фото: Газета Тверская 13

Есть в подмосковном Реутове экспериментальная площадка под названием «КУБ. Культура, уникальность, будущее». Функционирует она на базе Библиотеки 4, которая уже давно стала культурно-досуговым центром города.

Группа инициативных родителей создала свою образовательно-воспитательную среду для детей. Их целью является освоение программы начальной школы за пределами учебного заведения. Но почему вне учебного заведения и что это за образовательно-воспитательная среда? По мнению этих родителей, невозможно заниматься обучением детей в отрыве от их духовно-нравственного и культурного развития. Задача современных учебных заведений и образовательных кружков — получение детьми набора знаний и навыков, но не воспитание Человека. Однако ещё М.А. Майков в своей басне «Звериное училище» высмеивал образование без воспитания личности: «Познания одни без правил воспитанья, не могут вредных свойств нимало истребить…».

Задачей проекта «КУБ» является становление личности ребёнка как субъекта социокультурной жизни.

Фото: Газета Тверская 13

За основу проекта была взята программа «Русская классическая школа», основанная на идеях и трудах К.Д. Ушинского, И.А. Ильина, А.С. Макаренко, В.В. Зеньковского и других классиков отечественной педагогики и философии.

В программе сделан акцент на патриотическое и нравственное воспитание, на формирование у детей целостного мировоззрения, основанного на преемственности поколений и культурных ценностей России.

Изучение русского языка базируется на классической традиции наблюдения над языковыми явлениями и формировании в сознании ребёнка логики устроения родного языка.

Ребята обучаются мастерству каллиграфии тонким пером, которое, как оказалось, не только красиво, но и полезно. Работа с пером не позволяет развиваться мышечному тонусу руки при письме. А смена объекта внимания (бумага/чернильница) снимает напряжение с глаз.

Дети активны на занятиях. Они учатся рассуждать, думать, анализировать, грамотно и понятно излагать свои мысли. При участии психолога отрабатываются навыки общения, умения высказывать свое мнение, слушать других, работать в группе.

Фото: Газета Тверская 13

Все предметы в программе сочетаются и взаимно дополняют друг друга, что позволяет получать знания о целостной и взаимосвязанной картине мира, как о живом организме.

Родная речь открывает детям окружающий мир, который в свою очередь пересекается с биологией, географией, историей и так далее.

Процесс получения знаний устроен планомерно и сочетается с предметами художественно-эстетического цикла и ремеслами.

В рамках блока Музыка — Изобразительное искусство — Театр восприятие материала происходит через проживание эмоций от изученного путем передачи их с помощью живописи, пения, театральных постановок.

Большое внимание уделяется фольклору — изучению культуры русского народа. Проводятся зимние посиделки «У самовара» за чтением народных сказок, «Масленицы», «Русские ярмарки», организован Клуб «Поющая семья».

Дети и взрослые осваивают декоративно-прикладное творчество – рукоделие, шитье (Клуб «Шьем вместе с мамой»), оригами, резьбу по дереву, ткачество, различные виды росписи, керамическую мастерскую, творческую мастерскую «Чеканка».

Также ребята изучают мировую историю искусств в поделках для маленьких мастеров «От древности к современности».

Всё это содержательное наполнение проекта «КУБ». Но немаловажна ещё и эмоциональная составляющая проекта.

Создание тёплой дружественной атмосферы, взаимоуважение взрослых и детей, возможность для каждого проявить себя, реализовать свои возможности — вот ценности, которые объединяют всех участников проекта.

А теперь вернёмся к поставленному в начале статьи вопросу. Так ли эффективны стремительно появляющиеся новшества в образовании? А быть может и не плохо было классическое русское образование, проверенное многими поколениями наших соотечественников? Ибо как гласит известная русская пословица: «Новое — это хорошо забытое старое»…

Автор: Альбина Журавлёва