Новая старая школа
Новая старая школа
Сегодняшних москвичей и жителей ближнего Подмосковья сложно удивить развивающими методиками в сфере образования детей. Количество детских клубов, частных школ и культурно-досуговых центров в спальных районах зашкаливает. Все пытаются «продать» родителям самые последние «ноу-хау» для развития их детей, которые непременно сделают из их ребёнка сверхчеловека. Но так ли эффективны эти стремительно появляющиеся новшества в образовании? Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Есть в подмосковном Реутове экспериментальная площадка под названием «КУБ. Культура, уникальность, будущее». Функционирует она на базе Библиотеки 4, которая уже давно стала культурно-досуговым центром города.
Группа инициативных родителей создала свою образовательно-воспитательную среду для детей. Их целью является освоение программы начальной школы за пределами учебного заведения. Но почему вне учебного заведения и что это за образовательно-воспитательная среда? По мнению этих родителей, невозможно заниматься обучением детей в отрыве от их духовно-нравственного и культурного развития. Задача современных учебных заведений и образовательных кружков — получение детьми набора знаний и навыков, но не воспитание Человека. Однако ещё М.А. Майков в своей басне «Звериное училище» высмеивал образование без воспитания личности: «Познания одни без правил воспитанья, не могут вредных свойств нимало истребить…».
Задачей проекта «КУБ» является становление личности ребёнка как субъекта социокультурной жизни.
За основу проекта была взята программа «Русская классическая школа», основанная на идеях и трудах К.Д. Ушинского, И.А. Ильина, А.С. Макаренко, В.В. Зеньковского и других классиков отечественной педагогики и философии.
В программе сделан акцент на патриотическое и нравственное воспитание, на формирование у детей целостного мировоззрения, основанного на преемственности поколений и культурных ценностей России.
Изучение русского языка базируется на классической традиции наблюдения над языковыми явлениями и формировании в сознании ребёнка логики устроения родного языка.
Ребята обучаются мастерству каллиграфии тонким пером, которое, как оказалось, не только красиво, но и полезно. Работа с пером не позволяет развиваться мышечному тонусу руки при письме. А смена объекта внимания (бумага/чернильница) снимает напряжение с глаз.
Дети активны на занятиях. Они учатся рассуждать, думать, анализировать, грамотно и понятно излагать свои мысли. При участии психолога отрабатываются навыки общения, умения высказывать свое мнение, слушать других, работать в группе.
Все предметы в программе сочетаются и взаимно дополняют друг друга, что позволяет получать знания о целостной и взаимосвязанной картине мира, как о живом организме.
Родная речь открывает детям окружающий мир, который в свою очередь пересекается с биологией, географией, историей и так далее.
Процесс получения знаний устроен планомерно и сочетается с предметами художественно-эстетического цикла и ремеслами.
В рамках блока Музыка — Изобразительное искусство — Театр восприятие материала происходит через проживание эмоций от изученного путем передачи их с помощью живописи, пения, театральных постановок.
Большое внимание уделяется фольклору — изучению культуры русского народа. Проводятся зимние посиделки «У самовара» за чтением народных сказок, «Масленицы», «Русские ярмарки», организован Клуб «Поющая семья».
Дети и взрослые осваивают декоративно-прикладное творчество – рукоделие, шитье (Клуб «Шьем вместе с мамой»), оригами, резьбу по дереву, ткачество, различные виды росписи, керамическую мастерскую, творческую мастерскую «Чеканка».
Также ребята изучают мировую историю искусств в поделках для маленьких мастеров «От древности к современности».
Всё это содержательное наполнение проекта «КУБ». Но немаловажна ещё и эмоциональная составляющая проекта.
Создание тёплой дружественной атмосферы, взаимоуважение взрослых и детей, возможность для каждого проявить себя, реализовать свои возможности — вот ценности, которые объединяют всех участников проекта.
А теперь вернёмся к поставленному в начале статьи вопросу. Так ли эффективны стремительно появляющиеся новшества в образовании? А быть может и не плохо было классическое русское образование, проверенное многими поколениями наших соотечественников? Ибо как гласит известная русская пословица: «Новое — это хорошо забытое старое»…
Автор: Альбина Журавлёва