Белгородские власти подтвердили нарушения экологии выявленные на кондитерской фабрике «Славянка». Информацию об этом сообщило Управление информации и социальных коммуникаций Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области на официальный запрос редакции «Момент истины».

«В июне 2019 года […] выявлены 2 нарушения природоохранного законодательства. Два должностных лица АО „Славянка-люкс“ привлечены к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и по ст. 8.2 КоАП РФ», — сообщается в ответе администрации области. Статьи серьезные — за несоблюдение экологических требований и за сокрытие или искажение экологической информации.

Поводом для журналистского запроса «Момента Истины» послужили слухи в социальных сетях о сильном загрязнении водоемов вблизи фабрики в Старом Осколе. При этом непонятно почему молчат региональные СМИ, ведь первыми на ситуацию должны были отреагировать именно они. Вполне вероятна некоторая ангажированность белгородской прессы.

Сергей Гусев

Руководителем «Славянки» является депутат Белгородской областной думы Сергей Гусев, входящий в ТОП-3 наиболее богатых государственных служащих России. За 2018 год парламентарий задекларировал более 2,8 миллиарда рублей дохода. Всего в организационную структуру УК «Славянка» входит около 30 компаний. Одной из которых и является сама фабрика «Славянка». Однако сверхприбыли владельца группы компаний еще не означают процветание бизнеса.

В сети полно сообщений о крайне тяжелых условиях труда на фабрике, о сокращении заработной платы на 20% после участия предприятия в проекте Федерального центра компетенций. Помимо этого, бывшие работники фабрики жалуются на некачественную организованную структуру управления предприятием, отсутствием внятных и справедливых принципов начисления заработной платы, а также на проблемы с корпоративной культурой.

Что касается продукции «Славянки», то ее можно найти практически в любой торговой точке. Вот только качество продукции в последние годы вызывает большие опасения у потребителей. Достаточно взглянуть на состав, чтобы выяснить некоторые интересные особенности производства сладостей на «Славянке». Так, в последние годы из состава пропал главный ингредиент шоколада — какао масло. Для того, чтобы снизить стоимость продукта, его заменили на пальмовые масла. Вот только любой сладкоежка знает, что качество такой продукции намного ниже. Эффект хорошо изучен и подкреплен научными исследованиями. Это относится к большинству наиболее популярных марок конфет, выпускаемых фабрикой: «Степ», «Курьёз», «Медунок», «Жаклин», «Маленькое чудо», «Лёвушка», «Птичья сласть», «Детский сувенир».

Неужели такая тяга к снижению себестоимости объясняется экономическим кризисом разразившимся из-за пандемии? Навряд ли. Дело в том, что спрос на конфеты среднего ценового сегмента на данный момент не сильно пострадал из-за снизившейся покупательской способности населения. Сладкоежки не откажут себе в удовольствии полакомиться любимыми конфетами, несмотря на экономические кризисы. Да и сверхприбыли, о которых каждый год сообщает предприятие должны гарантировать некую подушку безопасности, которая позволила бы не снижать качество продукции даже при снижении спроса.

Логично было бы предположить, что средства компании уходят на ввод новых мощностей, улучшение условий труда и развитие бизнеса. Но мы то уже знаем, что это не так. Напротив, «Славянка» сейчас экономит на всем, от качества продукции и заработной платы до очистных сооружений. А все «сэкономленные» таким образом деньги идут в карман собственника предприятия депутата Гусева.

Одной из причин такого отношения к собственному бизнесу является раздутость организационной структуры «Славянки». На все значимые посты назначены родственники или друзья владельца предприятия, которые также хотят урвать свой кусок от пирога. Деньги из фирмы по запутанным маршрутам выводятся на иностранные счета.

В мае прошлого года такая политика компании привела к громкому скандалу связанному с поставками за рубеж. Белорусские специалисты по качеству, взяв пробы партии конфет «Обыкновенное чудо» со склада комбината школьного питания обнаружили в ней кишечную палочку. Продажи конфет в школьных столовых моментально остановили, всю партию изъяли. Дальше — больше, были остановлены все поставки конфет «Славянки» в Беларусь.

Представители фабрики не нашли лучшего варианта, чем обвинить белорусов в политической ангажированности и предъявлении чересчур жестких требований к продукции. То есть требования о банальной безопасности продукции для топ-менеджмента «Славянки» являются чем-то запредельным. Не забывайте, что в России продукция фабрики находится практически в каждом детском подарке.

Даже упаковка конфет призвана вводить потребителя в заблуждении. На большинстве этикеток конфет крупными буквами написаны громкие слова «Без ГМО». Однако это не более чем маркетинговый ход. Кондитерская продукция в принципе не производится из сырья, подвергаемого генной обработке. Не окупается оно. Да и вред от генномодифицированных продуктов до сих пор не доказан. А вот вред пальмового масла доказан научно, и его в продукции фабрики хоть отбавляй.

Еще одним примером ввода покупателей в заблуждение является представитель линейки конфет «Степ» с названием «Лесной орех и карамель». Вот только лесного ореха в нем нет. Зато есть арахис, который указан только мелким шрифтом в названии продукта. Разумеется арахис дешевле, зато он и более аллергичен. Но кого это волнует, если есть возможность сэкономить?

В сети также есть жалобы на то, что в отдельных конфетах находят посторонние предметы. Разумеется, не стоит принимать на веру любой отзыв в интернете, однако число высказавшихся настолько много, что заставляет задуматься: а так ли хороши контроль качества и высококлассное сырье, как заверяют нас с официальной страницы компании.

При этом белгородские СМИ, как уже было сказано, полностью игнорируют ситуацию с фабрикой. Их не волнует ни ухудшившееся качество продукции, ни урезания заработной платы на производстве, ни сброс отходов в реку прямо с домами местных жителей. Не замечают этого и местные контролирующие организации, если дело и доходит до штрафов, то их размер настолько мизерен по сравнению с прибылями компании, что на них можно не обращать внимания. Из всего этого можно сделать вполне логичный вывод насколько в действительности влиятелен «конфетный» депутат Сергей Гусев.