В последнее время резко возросло число мошеннических звонков клиентам банков, в том числе с подменой номера кредитной организации.

Только за прошедшее лето Центробанк направил операторам связи информацию о более чем 2,5 тысячи номеров, с которых банковским клиентам поступали звонки. В итоге в 218 случаях операторы заблокировали номера, в 59 – установили ограничение на финансовые сервисы, а в 198 – обнаружили подмену банковских номеров. При этом в более чем 2 тысячах случаев никаких мер принято не было по причине отсутствия правовых оснований.

Речь идет лишь о количестве звонков, а не о жалобах клиентов, подчеркнул Первый замглавы департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.

В ЦБ пообещали начать борьбу с мошенниками, и одним из способов будет создание актуальной базы номеров операторов связи. При этом МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» («Билайн») предупредили об утечках персональных данных абонентов в случае создания Единой информационной системы проверки.

За разработку Системы взялись Центробанк и Минкомсвязи. Для борьбы с подменами sim-карт планируется получать от операторов связи информацию о статусе сим-карты, абонентском договоре и персональные данные абонентов.

В ЦБ считают, что единый оператор ЕИС станет только маршрутизатором запросов, посредником между мобильными операторами и банками. Хранить сведения у себя он не будет.

Операторы «большой тройки» же полагают, что в документе не прописаны требования к безопасности передачи информации.